“НУР” (“Луч”) Уфимский государственный татарский театр. Создан в 1989 как т‑р-студия, с 1991 совр. статус и назв. (по назв. труппы актрисы С.Гиззатуллиной-Волжской). Первый худ. сезон открылся в 1992. Репертуар нач. периода включал гл. образом произв. тат. классич. драматургии: “Тайны нашего города” по произведениям Г.Камала, М.Файзи, “Некрасивая жизнь” Ф.Сайфи-Казанлы, “Угасшие звёзды” К.Г.Тинчурина, “Вслед за счастьем” Х.Вахита. Для спектаклей этих лет были свойственны романтич. приподнятость, лиризм, худ. поэтич. выразительность, к‑рые наиб. ярко выразились в спектакле “Осень” И.А.Мухаметгалиева по одноим. повести Г.Исхаки, удостоенном мн. наград на Междунар. театр. фестивале тюркских народов “Науруз” (1998, Казань). Психол. остротой, идейно-худ. выразительностью отличались спектакли Ибрагимова: “Башмагым” Т.Гиззата и Дж.Файзи, “Зулейха” Г.Исхаки, “Мой бедный Марат” А.Н.Арбузова, “Заблудшая” М.Файзи и др. Постановки осуществляли также Дж.Абсалямова, Ф.К.Касимова, А.К.Сафиуллин, реж. из РТ Р.М.Аюпов, Ф.Р.Бикчентаев; худ. оформление — Н.Г.Байбурин, Т.Г.Еникеев, Б.Я.Торик, К.Д.Чарыев; муз. — Н.А.Даутов, О.Х.Киреев, С.А.Низаметдинов, Р.Р.Сагитов, И.М.Халилов. В первый состав труппы входили Р.Р.Гайфуллина, Р.Т.Гандалипова-Еникеева, М.Г.Исхаков, И.Б.Калимуллин, Р.Т.Мухаммадеев, Г.М.Мухаммадиева, С.Г.Сираева, Р.Фахруллина и др. В 1996 были приняты выпускники 1‑го целевого набора УГИИ Э.Я.Газизуллин, А.Ф.Гумерова, Р.Ф.Зарипова, Р.С.Мударисов, М.Н.Саитова-Гизатуллина и др.

В сер. 90‑х гг. ставятся преим. комедии: “Пойдём, посмотрим на девушек” Р.И.Валеева, “Не ожесточай сердце своё” Р.Кул-Давлета, “Волосатое чудо” Амануллы, “Море любви” Ф.Г.Яруллина, в т.ч. муз. — “Аршин мал алан” У.А.Гаджибекова, “Амурные истории” И.Х.Юмагулова, “До третьих петухов” по пьесам “Первый театр” Г.Камала и “Молодёжь не проведёшь” М.Файзи; лирич. — “Убей меня, голубчик!” Г.Несина; также были поставлены драмы и трагедии “Три аршина земли” А.М.Гилязова, “Ясновидец” З.Хакима, “Одинокая” Т.Г.Миннуллина; из классич. драматургии — “Ромео и Джульетта” У.Шекспира, инсценировки “Фонтан слёз” С.Я.Латыпова и Х.Г.Фатиховой по поэме “Бахчисарайский фонтан” и “Чистейшей прелести — чистейший образец” по произведениям А.С.Пушкина. В эти годы в худ.-эстетич. программе “Н.” зарождается традиция постановок театрализ. представлений, концертов: “Прощаемся, чтобы встретиться вновь!”, “Найти бы к тебе дорогу...”, “Песни свои дарю вам!” и др. Постановочную работу вели также А.А.Абушахманов, И.Р.Ахметвалеев, Ф.М.Ибрагимов, Б.Н.Манджиев, И.Р.Сакаев, А.Р.Хабибрахманова. Сценографию осуществляли Н.Г.Габидуллина, О.Р.Гималетдинова, А.И.Карякин, Д.П.Хильченко, муз. оформление — А.В.Карташов, А.М.Набиев, Р.М.Хасанов. В коллектив приняты И.С.Ганиева, В.Г.Калмантаева, Д.З.Файзуллина, выпускники тат. курса УГИИ З.Ф.Асадуллина, И.А.Булатов, Р.Р.Галеев, Г.Х.Хасанова и др.

С нач. 2000‑х гг. творч. поиски т‑ра связаны с обогащением репертуара, худ. приёмов и средств выразительности, оригинальных концепций и сценич. решений, жанров (эксцентрич. комедия — “Я принесла вам апельсины” А.Николаи, “Давным давно” Амануллы, “Банкрот” Г.Камала; мелодрама — “Роковая тайна” и “Роковая тайна-2” Р.М.Кинзябаева, “На совином повороте” Ф.М.Бигашева; драм. повесть — “Колдунья” Н.М.Гиматдиновой; блюз-комедия — “Не уходи в ночь” А.Винокурова; трагикомедия — “Души серебряные струны” Д.Х.Салихова, муз.-романтич. спектакль — “Птичка певчая” по одноим. роману Р.Н.Гюнтекина и др.). Спектакль “Три сестры. Годы спустя...” по мотивам пьесы “Три сестры” А.П.Чехова был поставлен литовским реж. Л.Зайкаускасом (собств. инсценировка) в стилистике скупой сценографии, нетрадиц. трактовки образов, сложного метафорич. языка. Ясностью режиссёрской идеи, филос. направленностью отмечены работы Сафиуллина: “Сновидения” по пьесе “Бичура” М.А.Гилязова, “Вечерняя трапеза” М.Карима, бережным отношением к авторскому тексту, точно подмеченной деталью в раскрытии нац. черт характера, бытовых особенностей — “Капризный жених” Тинчурина, “Галиябану”. Спектаклям реж. Ахметвалеева присущи изящество худ. формы: “Безымянная звезда” М.Себастьяна, глубокий драматизм — “Теряющие время...” М.А.Гилязова, комедийная лёгкость, душевность — “Чёрно-белые чудеса” И.Бикбулатовой. Преим. к баш. драматургии обращается реж. И.И.Валеев: “Зятёк” Х.К.Ибрагимова, “Близнецы” А.К.Атнабаева, “Страсти-мордасти” М.Амира, “Гюльбазир” Ф.М.Булякова, посв. Салавату Юлаеву. В 2007 спектаклем “Полетели?!” по пьесе “Акапулько, мадам!” И.Жамиака была открыта камерная сцена, предназначенная для эксперим. постановок; в 2008 спектаклем-размышлением “О, лира моя многоликая!” (посв. Г.Тукаю) — т.н. зал-диалог. В 2008—13 в т‑ре состоялись премьеры спектаклей по произведениям классиков отеч. и заруб. лит‑ры: комедии “Су юлы” (“Родник”) Н.Асанбаева, “Иреңне миңа сат” (“Продай мне мужа”), “Гашыйклар көне” (“День всех влюблённых”) Н.Гаитбая, “Американ” (“Американец”) К.Тинчурина “График буенча мәхәббәт” (“Любовь на троих”) Р.Куни, “Соңлаған бәхет” (“Без вины виноватые”) А.Н.Островского, “Шаян хуҗабикә” (“Хозяка гостиницы”) К.Гольдони; мелодрамы “Җүләр” (“Чудак”) Н.Хикмета, “Эҙләдем, бәгьрем, сине!” (“Ненаглядная моя”) Т.Миннулина, “Ирекле күбәләкләр” (“Свободные бабочки”) Л.Герша, драмы, сказки, театрализ. представления и др. Постановочную работу осуществляли также А.А.Абушахманов, Бикчентаев, И.Г.Гилязев, Г.М.Ильясова, М.Г.Кульбаев; сценографы А.Л.-Х.Гилязев, Э.Р.Гиззатуллин, С.Г.Скоморохов, М.П.Утробина; композиторы А.С.Акчурин, У.М.Идельбаев, М.И.Шамсутдинова; хореографы С.С.Аминева, В.С.Кантюков и др. В коллектив были приняты актёры С.Гайнетдин-Агидельский, Л.Ф.Ганиева, Н.А.Искандарова, Р.М.Салихов, А.Р.Фатыхов; выпускники УГАИ И.Р.Валитов, Д.Р.Саетова, И.И.Хакимов, А.Р.Шарафутдинов, Казанского ун-та культуры и иск‑в — Г.Б.Биктимерова, А.Х.Габдуллина, Л.З.Ибрагимова, М.М.Хасанов и др. “Н.” сотрудничает с т‑рами РТ: 100‑летию Тат. т‑ра им. Г.Камала (Казань) был посвящён спектакль “Дочки— матери” Миннуллина, гл. роль в к‑ром сыграла актриса этого т‑ра, нар. арт. РФ, ТАССР Н.Г.Ихсанова.

“Н.” гастролировал по России. Гл. режиссеры — Ибрагимов (1992—95), Сафиуллин (с 1997). Дир. — М.Т.Мударисов (с 1992), У.Р.Гирфатуллин (с 1994). В 1991—2000 т‑р располагался в помещениях ДК “40 лет ВЛКСМ”, ДК “Авангард”; выступления проходили на сценах Дворца культуры и техники ОАО “УЗЭМИК”, ДК “Моторостроитель”. С 2000 имеет собств. здание по ул. 50 лет СССР (в 2000 открыт Малый зал, 2003 — Большой). В 1999 создан музей театра.

Лит.: Латыпова Ф. И блеснёт “Нур” народу... //Ватандаш. 2001. №11; Иксанова Г. О театре и не только: очерки, интервью, рец. Уфа, 2006.

С.С.Саитов

 

Театры Башкортостана

http://www.teatrnur.ru/

Текст на башкирском языке