Материалы

РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР Республики Башкортостан государственный академический. Находится в Уфе. Складывался с 1861 из разл. антреприз и любит. трупп. С 1930 Уфим. рус. драм. т‑р, с 1939 Гос. рус. драм. т‑р, с 1944 Гос. рус. т‑р драмы, с 1951 Респ. рус. драм. т‑р. В 1998 присвоено звание академического, с 2006 совр. название.

Формирование стац. коллектива Р.д.т. началось в 20‑е гг. 20 в., его основу составили участники фронтовых т‑ров, бригад периода Гражданской войны, самодеят. коллективов, актёры, режиссёры из разл. городов России. В 1930 в его состав вошли участники передвижной труппы “Дружная горка” Башпрофсовета (гл. реж. Д.Ф.Касьянов), к‑рая в связи с отсутствием единого худ. метода, увлечением т.н. опереточным стилем была распущена. В 1931—32 в труппу были приняты А.Вольская, А.Голикова, А.Гранитская, И.Ершов, Е.Цветков и др.; гл. режиссёром — А.В.Андреев (до 1937). С сер. 30‑х гг. творч. состав пополнили В.В.Гарчева, И.К.Глушарин, Д.А.Дмитриев, А.Я.Закк, Г.С.Егиазаров, А.П.Касаткин, М.Л.Кондратьев, Ф.П.Крашенинников, А.Н.Робин и др. Репертуар включал произв. “Гроза” А.Н.Островского, “Интервенция” Л.И.Славина, “Первая конная” и “Оптимистическая трагедия” В.В.Вишневского, “Мещанин во дворянстве” Мольера и др. В этот период зарождается традиция творч. взаимообмена с Башкирским театром драмы: впервые в Р.д.т. Андреевым была поставлена пьеса “Алатау” А.М.Тагирова. Худ. оформление осуществляли Н.А.Бачурин, С.И.Никандров, В.Никифоров, муз. — Л.Н.Сушкова. В кон. 30‑х — нач. 40‑х гг. признание общественности получили спектакли “Стакан воды” Э.Скриба, “Смерть Иоанна Грозного” А.К.Толстого, “Маскарад” М.Ю.Лермонтова, “Укрощение строптивой” У.Шекспира, а также “На берегу Невы” К.А.Тренёва, “Кремлёвские куранты” Н.Погодина в постановке гл. реж. М.П.Смелкова (1937—45).

Репрессии политические, Великая Отечественная война повлияли на творч. состав т‑ра. Осн. место в репертуаре заняли пьесы героико-патриотич. звучания: “Фронт” и “Партизаны в степях Украины” А.Е.Корнейчука, “Нашествие” Л.М. Леонова, “Русские люди” К.М.Симонова, “Салават” по пьесе Б.Бикбая и др. Классич. драматургия была представлена пьесами “Лес” Островского, “Три сестры” А.П.Чехова, “Горе от ума” А.С.Грибоедова; спектакль “Егор Булычов и другие” М.Горького был высоко отмечен моск. критикой. В коллектив были приняты эвакуир. артисты киевских, моск. т‑ров М.М.Белоусов, Н.М.Евстигнеев, М.Ф.Романов, А.Е.Сонц, М.П.Стрелкова; режиссёры А.Я.Донатти, В.А.Нелли, К.П.Хохлов; артисты Театра юного зрителя М.Н.Левитина, М.В.Мартьянов. Труппа выступала на призывных пунктах, в госпиталях. Филиал т‑ра, действовавший в 1942—44 в г.Белебей (худ. рук. Глушарин, актёры М.Белицкий, Н.Вигилянская, Н.Зубков, Е.Т.Фролова, Ю.А.Хапланов и др.), выступал в воинских частях, расквартированных в городе. Репертуар включал произв. “Давным-давно” А.К.Гладкова, “Враги” М.Горького, “Пётр Крымов” К.Финна, “Жди меня” Симонова и др.

Деят‑сть т‑ра в послевоен. годы отличалась творч. и орг. нестабильностью. В этот период ставятся спектакли, отличившиеся отд. актёрскими работами, по произв. классич. (“Много шума из ничего” Шекспира, “Таланты и поклонники” Островского, “Тартюф” Мольера, “Коварство и любовь” Ф.Шиллера, “Анна Каренина” по одноим. роману Л.Н.Толстого; заглавную роль сыграла актриса БАТД З.И.Бикбулатова) и сов. (“Платон Кречет” Корнейчука, “Русский вопрос” Симонова, “Любовь Яровая” Тренёва и др.) лит‑ры. Постановки осуществляли гл. реж. А.П.Новоскольцев (с 1945), С.А.Крутов (1950—58), а также Глушарин, В.А.Иконников, И.Ф.Кулага; худ. оформление — П.Д.Егоров, Г.Ш.Имашева, С.М.Калимуллин, А.В.Пантелеев, С.С.Постников; муз. — Т.Ш.Каримов, К.Ю.Рахимов, Сушкова; хореографию — В.А.Григорин, Ф.С.Юсупов и др. В состав труппы вошли Р.И.Байкова, Л.А.Бенин, В.Б.Бенифанд, Т.А.Векшина, В.И.Волков, В.Г.Гутман, Н.М.Дроздов, Г.П.Сардинский, И.М.Толчинская; выпускники Баш. театрально-худ. уч‑ща Н.Ф.Вакуров, Д.Ш.Галимова, В.И.Кальсина, Н.М.Ключник, И.А.Чунтонова и др. В 60‑е гг. на сцене т‑ра идут спектакли “Дом Бернарды Альбы” Ф.Гарсия Лорки, “Побег из ночи” братьев Тур, “Четыре креста на солнце” (“Вызов Богам”) А.Делендика и др. Активной гражд. позицией, тонким психологизмом выделялись постановки по пьесам В.С.Розова “Традиционный сбор”, “В поисках радости”, “В добрый час”, “В день свадьбы”. Над спектаклями работали гл. реж. Н.С.Ульянов (с 1958), Б.А.Лурье (1965—66), а также В.П.Баронов, В.Васильев, В.И.Радун; худ. А.Белозеров, В.Н.Маков, В.Нестеров. Труппу пополнили С.С.Акимова, Х.Л.Варшавская, Ю.М.Карманов, Г.И.Мидзяева, В.В.Прибылов, В.А.Терентьев, Р.А.Устинова, А.Т.Хаустов, А.Х.Шарипова и др.

70‑е — нач. 80‑х гг. — значит. период в истории т‑ра, связанный с деят‑стью Г.Г.Гилязева (гл. реж. в 1967—83). В эти годы наметились новые тенденции в творч. развитии т‑ра, репертуар обогатился рус. классич. произв.: “Воскресение” Л.Соколова и Б.Филиппова по одноим. роману Л.Н.Толстого, “Мещане” М.Горького (дипломант Всерос. фестиваля драм. т‑ров, посв. 100‑летию со дня рождения М.Горького; Москва, 1968), “Дни нашей жизни” Л.Н.Андреева, пьесами Островского “Бедность не порок” (дипломант Всерос. смотра драм. т‑ров, посв. 150‑летию со дня рождения А.Н.Островского; Москва, 1973), “Не всё коту масленица”, “Горячее сердце”; были осуществлены постановки по произв. сов. писателей: “Гибель эскадры” Корнейчука (роль Оксаны исполнила актриса БАТД Г.А.Мубарякова), “Закон вечности” М.Веснина и Ю.Строганова по одноим. роману Н.В.Думбадзе, “Характеры” по рассказам В.М.Шукшина, “Провинциальные анекдоты” А.В.Вампилова, “Живи и помни” по одноим. повести В.Г.Распутина; заруб. драматургии — “Мамаша Кураж и её дети” Б.Брехта, “Гамлет” Шекспира, “Деревья умирают стоя” А.Касоны и совр. баш. — “Похищение девушки” по пьесе М.Карима, “Бахтигарей” по пьесе А.М.Мирзагитова, “Изгнанная” по пьесе “Нәркәс” И.Х.Юмагулова (в репертуаре ок. 15 лет). Психол. остротой отличались спектакли, в к‑рых поднимались проблемы нравственного воспитания молодёжи: “Жестокие игры” А.Н.Арбузова, “Берегите белую птицу” Н.И.Мирошниченко, “Спешите делать добро” М.М.Рощина. На сцене Р.д.т. по приглашению играли изв. рос. актёры М.И.Жаров (“Волки и овцы”), О.А.Стриженов (“Без вины виноватые”; обе — Островского), В.В.Меркурьев (“Тяжкое обвинение” Л.Р.Шейнина), Е.В.Самойлов (“Царь Фёдор Иоаннович” А.К.Толстого); осуществляли постановки режиссёры А.А.Васильев (“Женщина за зелёной дверью” Р.Ибрагимбекова), А.З.Окунчиков (“Улыбки в 2‑х частях” по рус. водевилям), Я.С.Хамармер (“Испанский священник” Д.Флетчера) и др. С открытием УГИИ в спектаклях начали участвовать студенты театр. ф‑та. Постановки также осуществляли Г.Бражник, Ю.А.Тамерьян; худ. оформление — М.Н.Арсланов, Р.М.Арсланов, А.Л.-Х.Гилязев, И.М.Мошкевич, Ф.А.Розов, Б.Я.Торик; муз. — Р.Х.Газизов, А.Т.Каримов, С.С.Миролюбов, Р.М.Хасанов; хореографию — Г.В.Анищенко, И.Х.Хабиров, батальные сцены — А.С.Дыба. В эти годы в состав труппы вошли В.С.Абросимов, В.Н.Епифанов, О.Б.Лопухова, В.И.Малюшин, О.А.Шумилов и др.

Нач. 80‑х гг. — новый этап в творч. становлении т‑ра, связанный с деят‑стью М.И.Рабиновича (с 1985 гл. режиссёр), затрагивавшего морально-этич., соц. вопросы в спектаклях “Пять романсов в старом доме” и “Колея” В.К.Арро, “Эшелон” Рощина, “Самоубийца” Н.Р.Эрдмана. Творч. поиски т‑ра связаны с утверждением др. стилистики, преим. эксперим. характера. В репертуаре гл. обр. произв. рус. совр. (“По 206‑й” В.И.Белова, “Наедине со всеми” А.И.Гельмана, “Эффект Редькина” А.Козловского, “Три девушки в голубом” Л.С.Петрушевской), а также рус. классич. (“Вишнёвый сад” Чехова, “Не было ни гроша, да вдруг алтын” Островского и др.) лит‑ры. В постановках по произв. заруб. авторов (“Всё в саду” Э.Олби, “Друзья” Кобо Абэ) были подняты проблемы одиночества в мире мегаполисов. Глубиной и своеобразием режиссёрского замысла отличались постановки А.М.Поламишева “Ах, Невский!..” по “Петербургским повестям” Н.В.Гоголя, “Клоп” В.В.Маяковского. Постановочную работу также осуществляли Н.А.Березин, Б.П.Михня, А.Коробицын, Тамерьян; худ. оформление — Т.Г.Еникеев, Е.С.Вахтангов, М.В.Копьёв, М.М. Курилко; хореографию — И.Н.Филиппова и др. Труппу пополнили И.Г.Агашкова, Т.Л.Афанасьева, В.А. и В.Д. Гриньковы, И.А.Капатов, Л.Ю.Капатова, В.Латыпов-Догадов, Т.В.Макрушина, А.А.Федеряев, И.В.Чурикова и др.

Из спектаклей 90‑х гг. наиб. значит. стали “Матросская тишина” А.Галича, “Дядя Ваня” Чехова, “Касатка” А.Н.Толстого, “Генрих XIV” Л.Пиранделло, “Кукольный дом” Г.Ибсена и др. Худ.-эстетич. задачи т‑ра в кон. 20 — нач. 21 вв. связаны с поиском жанрового разнообразия, новых сценич. форм, решений. Создаются т.н. синтетич. спектакли, построенные на активном взаимодействии музыки, пластики, оригин. худ. оформления: “Снегурочка” Островского, “Ваша сестра и пленница...” Л.Н.Разумовской, “Чёрный иноходец” Г.Г.Шафикова, “Страсти по утрате” по мотивам “Зимней сказки” Шекспира; использовании средств выразительности др. видов иск‑ва (кино): “Луна и листопад” по повести “Ярлыҡау” (“Помилование”) М.Карима; разл. худ. приёмов, в т.ч. противоположных театр. школ, направлений: “Чайка” Чехова, “Кавказский меловой круг” Брехта (Гран-при Открытого фестиваля-конкурса “Золотой конёк”, г.Тюмень, 2004), “Венецианские близнецы” К.Гольдони и др.; т.н. дифференцир. подходе к худ. оформлению (сценограф, художник по костюмам, свету): “Кентервилльское привидение” В.Дреера по одноим. рассказу О.Уайльда, “Наш городок” Т.Уайлдера, “Дачники” М.Горького и др. Лиризм, душевность, юмор присущи спектаклям “Дорогая Памелла” Д.Патрика, “Семейный портрет с посторонним” С.Лобозерова, “Пока она умирала” Н.М.Птушкиной, “Очень простая история” М.Ладо; интрига сюжетных ситуаций — “№13” Р.Куни, “Шум за сценой” М.Фрейна, “Музыка небес” К.Людвига; острая сатира — “Тварь” по пьесе “Учитель словесности” В.О.Семеновского. На Камерной сцене им. Г.Г.Гилязева (осн. в 1998) поставлены: “Последние” М.Горького, “SQUAT, или Парижская коммуна” Ж.-М.Шевре, “Оглянись во гневе” Д.Осборна, “Последний герой” А.Марданя и др. Постановки осуществлены рос. (В.Б.Ахадов, В.А.Гвоздков, Н.Ю.Орлов, В.С.Петров, Н.К.Черкасов) и заруб. (Л.-М.Зайкаускас, В.Н.Раевский, С.Раппено, П.-Э.Ланди) режиссёрами. Над худ. оформлением работали В.И.Виданов, И.П.Капитанов, А.В.Коженкова, В.К.Колтунов, В.С.Королёв, С.Миньеко; муз. — И.М.Есипович, Ю.В.Прялкин; хореографией — Л.Бионди, В.В.Лесничая, Н.А.Реутов, А.Ю.Пепеляев. В этот период в труппу были приняты С.Н.Басов, Т.Н.Калачёва, А.А.Леушкин, О.Л.Сальцин; выпускники целевых наборов УГИИ И.В.Бусыгина, Т.М.Гарипов, Т.В.Григорьева, П.С.Едрёнкин, А.Х.Кашбуллина, А.Б.Ларионов, Г.Н.Николаев, А.Р.Шакирова и др. Дир.: Л.В.Левитин (с 1965), В.А.Стрижевский (с 1983), А.Г.Шишкин (с 1998 дир.‑распорядитель, с 2000 дир.), Г.А.Мокшаев (в 2003—12 исполнит. дир.). Худ. рук. Рабинович (с 1998). Р.д.т. гастролировал по России и за рубежом (Белоруссия, Италия, Литва, Польша, Украина и др.). С 1930 располагался в здании БГТОиБ (см. Аксаковский народный дом), с 1939 — в собств. здании по ул.Гоголя, с 1982 — по проспекту Октября. Здание является памятником архитектуры 20 в. В 1989 создан музей т‑ра. Награждён орд. Труд. Кр. Знамени (1981).

Лит.: Волков - Кривуша С. Русский театр драмы в Уфе: ист. очерк. Уфа, 1959; Кусимова С.Г., Вербицкая Г.Я. Театр в пьесах, спектаклях и лицах (Драматическая сцена Башкортостана в 70—90‑е годы ХХ века). Уфа, 2002; Лебедина Л. Заповедная зона души //Театральная жизнь. 2007. №3.

Т.П.Абросимова

Театры Башкортостана

Памятники архитектуры

http://www.rusdram.ru/

Канал театра в YouTube

 

Яндекс.Метрика