Материалы

ТАКМАК (таҡмаҡ), плясовая песня; жанр баш. муз.‑поэтич. фольклора. Первая запись Т. осуществлена в кон. 19 в. С.Г.Рыбаковым (образцы представлены в кн.“Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта”), на фонограф — в 1929—31 И.В.Салтыковым. Впервые опубликованы в кн.“Башкорт халк йырдары”. Иссл. в области жанра Т. продолжили Б.С.Баимов, Ф.Х.Камаев. По функц. принадлежности различают Т. восхваляющие (“Карабай”), высмеивающие (“Сонайым”), Т.‑приглашения на танец (“Бейер ул” — “Спляшет он”); по связи с обрядовым или игровым действиями — свадебные (“Йыуаса” — “Юаса”, “Сыбыртҡылау” — “Ритуальное изгнание гостей”) и хороводно‑игровые (“Ай, дубр, дубая”, “Аҡ стакан” — “Белый стакан”, “Косилка, молотилка”, “Сума өйрәк, сума ҡаҙ” — “Ныряет утка, ныряет гусь”, “Шэл бэйлэнем” и т.д.). Для Т. характерны речитативный и песенно‑речитативный мелодические стили.

Поэтич. тексты Т. представлены четверостишиями, разделяющимися на двустишия из 8—7 слогов, реже трёхстишиями; им соответствуют 2‑частные напевы, опирающиеся на разл. ангемитонные звукоряды и имеющие амбитус в пределах октавы, реже — децимы. Т. использовали во время целительных обрядов, в качестве песенных вставок в эпосах (“Караюрга”) и сказках о животных (“Дүрт дуҫ” — “Четыре друга”). Т. исполняются во время одиночной или коллективной пляски в сопровождении ударных инструментов: ранее с использованием народных музыкальных инструментов (дунгур, дөмбөрҙәк — думбурзяк, шаҡылдаҡ — колотушка), позднее — предметов быта (ложка, скалка, ведро, поднос). По композиц. особенностям баш. Т. близки к рус. частушкам и песням народов Юж. Сибири (алтайцы, хакасы, шорцы и др.). См. также Кыска‑кюй.

Лит.: Башҡорт халыҡ ижады. Йырҙар. 2‑се кит. Өфө, 1977; Баимов Б.С. Башкирские народные такмаки. Уфа, 2001.

 Л.К.Сальманова

Жанры обрядовой поэзии

Жанры башкирской народной вокальной музыки

Устное народное поэтическое творчество

См. также 

КЫСКА‑КЮЙ, мелодический стиль

Яндекс.Метрика