Материалы

ЭТНОГЕНЕЗ (от этнос и ... генез), процесс возникновения и развития этнич. общностей; нач. этап этнич. истории этноса. В ходе этнических процессов происходит ассимиляция разл. этнич. компонентов или выделение этнографических и этнических групп. В ходе Э. под влиянием природно‑геогр. условий, уровня соц.-экон. развития происходит формирование хозяйственно‑культурных типов, этнического самосознания, языка, этнической культуры и др. В этнологии на основе материалов по археографии, археологии, антропологии, языкознанию сравнительно-историческому и др. сложились финно‑угорская, тюркская, в 20 в. была выдвинута иранская теории происхождения башкир.

Финно‑угорская теория происхождения башкир, обоснована в иссл. Ф.И.Страленберга, В.Н.Татищева, Ш.Э.Уйфальви, Д.А.Хвольсона, разрабатывалась М.И.Уметбаевым, Д.Г.Киекбаевым, венг. иссл. Э.Мольнаром, Д.Дечи, Ю.Ф.Неметом и др. В основе теории — сведения венг. хроник, Юлиана, Плано Карпини, В.Рубрука о проживающих за р.Волга венграх (см.Венгры древние) и тождестве башкирского языка с мадьярским; Балхи, Джейхани, Рашидаддина, Якута и др. о существовании двух групп венгров, одна из к‑рых проживает на р.Дунай, др. — в междуречье Волги и Урала (Великая Венгрия). Согласно теории, мадьярские племена, в т.ч. юрматы и еней, были одним из осн. компонентов в формировании башкир. После распада угорской языковой общности предки венгров жили на терр., охватывавшей Башкортостан и приграничные юж. и зап. области. Во 2‑й пол. 1‑го тыс. часть нас. (предки совр. венгров) мигрировала на Ю., позднее — на З., часть (башкиры) осталась на Юж. Урале. По мнению Хвольсона, одной из форм самоназвания башкир был этноним “баджгард” (см. Башкорт), в результате трансформации к‑рого на В. образовалась форма “башкарт”, на З. — “маджгар”, перешедшая впоследствии в “мадьяр”.

Тюркская теория происхождения башкир, обоснована в иссл. П.И.Рычкова, И.И.Георги, В.М.Флоринского, Н.М.Малиева, разрабатывалась С.И.Руденко, Н.В.Бикбулатовым, Р.Г.Кузеевым, Н.А.Мажитовым и др. В основе теории — сведения Ибн Фадлана, Масуди, Идриси, Махмуда Кашгари, шежере и др. о принадлежности башкир к тюрк. народам. Согласно Руденко, к‑рый впервые для иссл. Э. башкир использовал комплексный метод с привлечением данных этнографии, антропологии, археологии, истории и этнолингвистики, во 2‑м тыс. до н.э. терр. Башкортостана была населена племенами европеоидного антропологического типа. В нач. 1‑го тыс. на Юж. Урал с В. мигрировали племена монг. типа, в результате ассимиляции с местным нас. сформировались осн. этнич. признаки башкир (физ. тип, язык, хоз. деят‑сть и др.). В тр. Кузеева “Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения” выделены этапы Э. башкир: 1) формирования групп баш. племён байлар, бишул, бурзян, кудей, тамьян, тангаур, ун, усерган и др. с сер. 1‑го тыс. в басс. р.Сырдарья и в Приаралье; буляр, гайна, еней, юрматы, юрми в 8 — нач. 9 вв. в районе Бугульминско‑Белебеевской возвышенности; сызгы, терсяк, уваныш, упей  и др. в Приуралье и в басс. ср течения р.Белая; 2) миграции баш. племён в 9—10 вв. с Ю. на терр. Волго-Уральской историко‑этнографической области, где в результате взаимодействия с булгаро‑мадьярскими и финно‑угорскими племенами сложилась этнич. общность баш. племён; 3) расширения терр. расселения племён, притока новых групп тюркоязычных кочевников с В. (айле, сарт, мурзалар и др.) и переселения ч. баш. племён в горно-лесные районы и в ниж. течение Белой в 11 — нач. 13 вв.; 4) миграции кипчаков в 13—14 вв. на терр. Башкортостана; 5) стабилизации этнич. процессов, завершение объединения башкир в 15—16 вв.

Иранская теория происхождения башкир, обоснована в иссл. М.С.Акимовой, Р.М.Юсупова. В основе теории — результаты сравнит. иссл. по антропологии башкир и палеоантропологии нас. Юж. Урала, данных фонетики, гидронимики (наличие фонем һ, ҡ, ҙ, ҫ в названиях рр. Сак, Сакмар, Сурень, Уршак, предполож., иранского происхождения) и др. В качестве осн. элемента в процессе формирования башкир выделяют индоиранские племена раннего железного века, центром расселения к‑рых в 3 в. до н.э. — 4 в. н.э. была терр. Юж. Урала. По мнению Акимовой, с ними связано происхождение понтийского антропол. типа башкир. Согласно краниологич. иссл. Юсупова, морфологические данные юго‑зап. и юго‑вост. башкир близки с палеоантропологич. материалами раннего жел. века из Новомурапталовских, Старокиешкинских и Филипповских курганов. Сходство прослеживается и в традиц. погребальных обрядах башкир и нас. савроматской и сарматской культур, свидетельствует о местных корнях нек‑рых родоплем. групп башкир, к-рые не подвергались коренным изменениям.

Лит.: Кузеев Р.Г. К этнической истории башкир в конце I — начале II тыс. н.э. (опыт сравн.‑ист. анализа шежере, ист. преданий и легенд) //Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1968. Т.3; Руденко С.И. Башкиры: ист.‑этногр. очерки. Уфа, 2006; История башкирского народа. В 7 т. Т.1. Уфа, 2009.

З.Д.Курманаева, Р.М.Юсупов

ЭТНОЛОГИЯ

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

См. также

“ПРОИСХОЖДЕНИЕ БАШКИРСКОГО НАРОДА: ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ, ИСТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ”, монография

Разные племена

Яндекс.Метрика