Материалы

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР им. М.Карима Республики Башкортостан. Находится в Уфе. Основан в 1989 как ТЮЗ, в 1995 переименован в Нац. Молодёжный т‑р РБ, в 2006 присвоено имя М.Карима. В составе т‑ра баш. и рус. труппы.

В первый состав т‑ра вошли выпускники целевого актёрского курса (З.А.Давлетбаева, Ф.Г.Галиев, И.Б.Калимуллин, И.С.Хабиров и др.), подготовленного в УГИИ (см. Искусств академия) Г.Г.Гилязевым при поддержке Союза театральных деятелей, а также актёры А.А.Абушахманов, Л.М.Ахметвалиев, Р.Г.Бассареев, С.А.Буранбаева, Ш.И.Дильмухаметова, Р.Ш.Каримова, О.Г.Мусина, Л.Г.Никитина, Н.З.Нургалин, С.Г.Сираева, М.М.Усманов и др. Первый спектакль т‑ра “Кто украл трамвай?” П.Высоцкого и О.Колчинской (режиссёр Ахметвалиев). Спектакли ставили В.С.Абросимов, Дж.Абсалямова, Е.Н.Волошин, М.Кочетков, П.Р.Мельниченко и др. Худ. оформление осуществляли Р.М.Арсланов, Н.Г.Байбурин, О.Р.Гималетдинова, Б.Я.Торик, К.Д.Чарыев; муз. — А.М.Кубагушев, С.С.Миролюбов, С.А.Низаметдинов, Р.Х.Сахаутдинова, И.М.Халилов; хореографию, батальные сцены — А.Дыба, Е.С.Горбунова, Н.И.Осипов, И.Н.Филиппова, И.Х.Хабиров. В репертуаре т‑ра нач. 90‑х гг. произв. баш. лит‑ры — “Иҙеүкәй менән Мораҙым” (“Идукай и Мурадым”) М.А.Бурангулова, “Мөхәббәт һәм нәфрәт” (“Любовь и ненависть”) по одноим. сказу З.А.Биишевой, “Буш сәңгелдәк (“Пустая колыбель”) И.Х.Юмагулова, “Алтын балта” (“Золотой топор”) С.Р.Суриной, “Ҡурай моңо” (“Зов курая”) Н.Гаитбая; рус. — “Замоскворецкие страдания, или Амурная жизнь Миши Бальзаминова” по произв. А.Н.Островского, “Аленький цветочек” Кочеткова по одноим. сказке С.Т.Аксакова, “Моё заглядение” А.Н.Арбузова, “Река на асфальте” Д.М.Липскерова; за руб. — “Яңылышыу” (“Путаница”) по пьесе “Недоразумение” А.Камю, “Дом Бернарды Альбы” Ф.Гарсия Лорки, “Отелло” У.Шекспира и др. Своеобразной сценич. интерпретацией выделялись спектакли реж. В.Гришанина “Щука” Е.Тараховской, “Лекарь поневоле” Мольера, “Разоблачение Бланко Поснета” Б.Шоу.

С нач. 90‑х гг. т‑р, бережно сохраняя традиции театра для детей, приступает к осуществлению одной из гл. творч. задач — худ. единению баш. и рус. трупп; в спектаклях А.А.Надыргулова “Салауат” (“Салават”) по трагедии “Салауат. Өн аралаш ете төш” (“Салават. Семь сновидений сквозь явь”) М.Карима, “Чайка” А.П.Чехова (был показан на Междунар. театр. фестивале «Полёт “Чайки”» в С.-Петербурге) принимали участие обе труппы. Обращение в этих спектаклях и спектакле реж. Б.Н.Манджиева “Мөхәббәт исемлеге” (“Реестр любви”) Ф.М.Булякова к сложным филос. темам и исследованию тонкой природы чувств, способствовало изменению репертуарной политики и переименованию т‑ра. В осн. репертуаре этих лет преобладают героико-романтич. сюжеты со светлым жизнеутверждающим началом, ставятся преим. сказки: “Аҡбай ниңә күңелһеҙ?” (“О чём грустит Акбай?”) Т.Г.Миннуллина, “Ундина” Ж.Жироду, “Снежная королева” Е.Л.Шварца, “Любовь к трём апельсинам” К.Гоцци; комедии — “Дурочка” Лопе де Веги, “Уйындан — уймаҡ” (“И в шутку и всерьёз”) Ш.Р.Рахматуллина, “Һинд ҡыҙы” (“Индийская насмешница”) Г.Ш.Каюмова, “Разбитый кувшин” Г.Клейста, также трагедия “Ҡәһәр һуҡҡан мөхәббәт” (“Любовь окаянная”) Булякова; драма “Убить кролика” А.А.Федеряева по повести “О мышах и людях” Д.Стейнбека и др. Коллектив пополнился актёрами: Р.Ю.Бабич, И.А.Булатов, В.М.Камалов, А.Р.Кашанова, А.Ю.Комарова, М.В.Сайфуллин, З.Х.Саетова, Э.Р.Саматова, А.В.Шестаков (Шрайнер) и др. Спектакли ставили Ю.А.Горбунов, С.Репецкий, А.Савельев, Шестаков и др. Над худ. оформлением работали С.Барбазюк, Гималетдинова, В.Яшкулов; муз. — С.Данилов, Р.Р.Сагитов, Халилов; хореографией — Р.Ф.Габитов, Хабиров и др.

Яркой сценич. формой и занимат. интригой отличались постановки Б.Н.Ибрагимова: “Ауылға ҡыҙҙар килде” (“Приехали девушки в село”) Н.Гаитбая, “Ҡыңғырау сәскә” (“Колокольчик”) Н.Асанбаева, “Ҡыҙ урлау” (“Похищение девушки”) М.Карима, “Ен алыштырған” (“Если за дело примется бес”) Миннуллина, “Яртаҡыл Журден” (“Полоумный Журден”) М.А.Булгакова, “Бүләк” (“Подарок”) Р.Эрдурана (спектакль — лауреат Междунар. фестиваля-конкурса “Золотой конёк”, г.Тюмень). Рус. труппа представляла преим. рус. и заруб. драматургию: «Играем комедию “Ревизор”» по пьесе “Ревизор” Н.В.Гоголя, “Лекарь поневоле” Мольера, “Тринадцатая звезда” В.Ольшанского, “Овёс для Тоби” Н.М.Птушкиной. С открытием в 1999 камерной сцены стала осуществляться худ. программа т‑ра “Классика на камерной сцене”, заметными постановками к‑рой стали спектакли реж. И.Р.Сакаева “Граф Нулин” по одноим. поэме А.С.Пушкина, “Мания величия, или Бедное богатство господина Поприщина” по произведениям Гоголя, отличавшиеся тщательной продуманностью худ. приёмов и средств выразительности в условиях соотв. сценич. пространства. Постановочную работу также осуществляли Ф.К.Касимова, А.И.Корякин, М.Г.Кульбаев, Мусина; худ. оформление — Э.Р.Гиззатуллин, Д.П.Хильченко; муз. — Л.Баярс, Н.А.Даутов, И.Лебедев, Р.Р.Хабирьялов; хореографию — Р.Зинатуллин, Р.С.Мухаметшина, Е.Пенькова и др. Коллектив т‑ра пополнили актёры Л.П.Воротникова, Г.Р.Гайсина, А.И.Ганичев, М.Ш.Курбангалеев, Е.В.Набиева, Р.М.Салимгареева, Э.Р.Шрайнер; выпускники спец. курса УГИИ З.Н.Ахметов, Л.С.Лямкина, И.Н.Панов, Г.Ф.Сафуанова, Р.Р.Фатхиев и др.

Стремление к т.н. вахтанговской формуле “фантастического реализма”, гл. обр. к яркой театральности прослеживается в тв‑ве выпускника Театр. уч‑ща им. Б.В.Щукина Кульбаева: “Золушка” Г.Корнелиссона, “Чума на оба ваши дома” и “Тиль” Г.И.Горина, “Доходное место” Островского; выразит. пластике — “Мы с тобой одной крови” Ганичева по “Книге джунглей” Р.Киплинга, “Калиф-аист” по одноим. сказке В.Гауфа, “Голый король” Шварца; к лирич. интонации — “Эти свободные бабочки” Л.Герша. С сер. 2000‑х гг. расширяется репертуар, происходит активный поиск жанрового и стилевого разнообразия, оригин. сценич. форм и решений, нек‑рые постановки носят эксперим. характер: буффонада “Коломбина и два Пьеро” по водевилю “Два Пьеро, или Белый ужин” Э.Ростана, трагифарс “За закрытыми дверями” Ж.П.Сартра (см. Абсурда драма), чёрная комедия “Слышен крик павлина...” по пьесе “Птички” Ж.Ануя, сказка в стиле хип-хоп “Сыңҡылдаҡ себен” (“Муха-цокотуха”) Р.М.Ураксиной по одноим. сказке К.И.Чуковского, психол. боевик “Клинч” А.Слаповского и др. Вопросам нравств. становления подрастающего поколения и острым злободневным темам посвящены спектакли “Семья вурдалака” В.В.Сигарева, “Жестокие игры” Арбузова, “Дембель поезы” (“Дембельский поезд”) А.С.Архипова, моноспектакль “Һаумы, әсәй” (“Здравствуй, мама”) Г.М.Гиззатуллиной; Великой Отечественной войне — “Вечно живые” В.С.Розова, “Беҙҙең өйҙөң йәме” (“Радость нашего дома”) по произведениям М.Карима. Филос. аспект произв. наиб. выражен в спектаклях “Дала ҡиссаһы” (“Половецкая мистерия”) Булякова, “Ғилмияза” (“Гильмияза”) Т.Х.Гариповой, “Ҡорон” (“Лавина”) Т.Джюдженоглу. Спектакли также ставили И.Р.Ахметвалеев, Л.Зайкаускас, И.Б.Муллабаев, С.Пускепалис; худ. оформление осуществляли Ю.Гилязова, Т.Г.Еникеев, В.С.Королёв, А.В.Нестеров; муз. — Баярс, Сагитов, Хабирьялов; хореографию — Горбунова, В.В.Лесничая, Мухаметшина; пластику, батальные сцены — Ганичев, А.З.Закиров и др. В т‑р пришли актёры С.В.Бронникова, В.Г.Калмантаева, С.Ф.Нурисламов, Ю.В.Ныркова, П.А.Шабаева; выпускники Театр. уч‑ща им. М.С.Щепкина И.Х.Исламгулова, Р.Р.Камалов, И.Н.Нургалин и др.

Н.м.т. гастролировал по России. Худ. рук.: О.З.Ханов (с 1989), Надыргулов (в 1993—97, 2002—04), Т.Д.Бабичева (в 2005). Гл. режиссёры трупп: баш. — Ибрагимов (1997—2003), Р.М.Хакимов (с 2006); рус. — Кульбаев (с 1999). Дир.: В.А.Савельев (с 1989), Е.В.Климов (с 1995), Р.И.Ишмуллин (с 2005), Ф.Б.Саламатов (с 2013). С 1990 имеет собств. здание по ул.Ленина (реконструировано в 2000—02). В 2002 создан музей театра.

Лит.: Бондарева И. Оло юлдың башында //Тамаша. 2000. №1; Стрельцова Е. Реестр любви //Театральная жизнь. 1994. №7; Абросимова Т. Как молоды мы были //Ватандаш. 1998. №5.

 

Театры Башкортостана

http://teatrnmt.ru/

КАРИМ Мустай

Яндекс.Метрика