Материалы

МЕТАЛЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, в традиц. быту и хозяйстве башкир – изделия разл. назначения, для изготовления к‑рых использовался металл; худ. обработка этих изделий; раздел декоративно-прикладного искусства. Изделия из металла появились на терр. Башкортостана в эпоху энеолита. Традиц. видами худ. обработки металла являются литьё, ковка, насечка серебром, гравировка, штамповка, чеканка, чернение, зернь, филигрань (скань), техника многоцв. инкрустации. Наиб. важной сферой труда кузнецов-ювелиров было создание боевого и охотничьего вооружения и конского снаряжения, в к‑рых металл сочетался с деревом и кожей (см. Дерево художественное, Кожа художественная); из металла изготавливали украшения традиционные, утварь, предметы ритуального назначения и др.

Одна из древнейших техник – литьё. Формы для отливки изделий (перстней, пряжек, накладных бляшек к головным уборам, поясам и конской сбруе) изготавливали из камня, тонкого кованого металла, глины. Для плавления и прокаливания металла на огне пользовались тиглем, в к‑ром серебр. или зол. слиток сверху подогревался тлеющим углём при постоянной продувке; расплавленный металл применяли для серебрения или золочения.

Один из осн. способов обработки металла – ковка (холодная, горячая; с использованием штампов и т.н. свободная – ручная, машинная). При ковке инструмент оказывает многократное прерывистое воздействие на заготовку, к‑рая, деформируясь, приобретает необходимую форму и размеры; улучшается качество и структура металла. Ручной ковкой изготавливались предметы вооружения, инструменты, детали орудий труда и т.д.

Баш. мастера М.х. создавали выразит. орнаментир. композиции (см. Орнамент), при выполнении к‑рых использовали серебр. листы или проволоку. Серебр. дел мастера (көмөшсө) применяли неск. способов серебрения. На поверхность изделия наносили продольные и поперечные бороздки, клали на неё тонкий лист серебра, нагревали и ударами молоточка создавали прочное соединение, затем посеребр. поверхность изделия покрывали воском, процарапывали узор и протравливали, опустив предмет в азотную кислоту; освобождённые от серебра участки изделия воронили, добиваясь чёрного узора на фоне серебр. поверхности. В 19 в. стали применять способ горячего серебрения: предмет осыпали бурой, на него устанавливали кусок серебра, к‑рый плавили в горне, охлаждённый предмет набивали молоточком и обрабатывали нашатырным спиртом до получения блестящей поверхности. Реже применяли др. способ: на отполиров. поверхность изделия тонким резцом наносили частые параллельные косые насечки, поперёк них клали слегка нагретую тонкую серебр. проволоку и вбивали молоточком, выравнивая поверхность (для получения узора проволоку набивали на предварит. насечённый рисунок); затем предмет нагревали в горне, протирали нашатырным спиртом и производили окончат. шлифовку мелким песком на сукне.

Декор. эффект насечки, к‑рой украшали в осн. стремена, накладки на пряжки, колчаны и налучья, ременные части сбруи, луки седла, иногда дополнялся гравировкой, чеканкой, мелкими вкраплениями цв. бусин и стекла. Переднюю луку седла оформляли богаче, чем заднюю, применяли пластины в виде полумесяца с контрастными узорами; иногда орнамент выполнялся сквозной прорезью. Большими полусферич. посеребр. накладками, окаймлёнными широким ободком и орнаментированными в осн. насечкой, оформлялись ременные части сбруи: они покрывали места соединения ремней на крупе и груди лошади. Меньшего размера были накладки на др. ремнях сбруи (кроме поводьев). На круглых накладках узор имел замкнутую композицию, на плоских – занимал всю поверхность и окаймлялся рамкой, выпуклые орнаментировались по бокам узкой полосой линейного узора. Декор на больших накладках-пластинах, украшающих налучья и колчаны, делит поверхность на центр. поле с осн. узором и кайму. Дополнит. выразительность придаёт контрастное сочетание посеребр. пластин с тёмно-коричневым цветом и мягкой фактурой кожи, а также их композиц. расположение: внизу – большие пластины, повторяющие своей формой очертания нижнего края предмета, по бокам – узкие, а более свободно по центру – круглые накладки разных размеров.

Технику штамповки, гравировки, чеканки, чернения, филиграни, инкрустации применяли для создания и оформления разл. предметов, среди к‑рых наиб. худ. ценность представляют ювелирные украшения: браслеты, кольца, перстни, широкие застёжки (ҡаптырма) к жен. камзолам, фигурные (маңлайсуҡ) и длинные (ҡолаҡсуҡ) подвески на кашмау, сулпы, накладки в украшениях для волос (елкәлек, сәсҡап), реже серьги, пряжки (ҡәмәр) муж. поясов, накладки на колчаны, налучья. В худ. решении этих изделий проявились традиции древнего полихромного (многоцветного) стиля, к‑рый развивался в 3–2 вв. до н.э. на основе инкрустационного и звериного стиля.

В технике перегородчатой инкрустации на метал. пластине делали желобки, в них вставляли и припаивали тонкие зол., серебр. проволочки, ленты или пластинки, создавая гнёзда круглой или прямоугольной формы. Для инкрустации использовали декор. камни, мастику или расплавленный эмалевый порошок (эмалью в осн. оформляли массивные серебр. накладки для муж. поясов и серебр. уздечек); фон между гнёздами заполняли разл. фигурами из зерни (мелкие метал. шарики, к‑рые напаивали на поверхность изделия в подготовленные ячейки).

В технике холодной штамповки применяли спец. матрицы с углубл. или выпуклыми рисунками (преим. свинцовые диски), на к‑рые накладывали тонкую бронз., зол. или серебр. пластину и молотком ударяли по ней до появления рисунка. В технике чеканки разл. орнамент. мотивы, чаще геометрич., выбивали на поверхности предмета; широко применяли гравировку.

Одна из сложнейших техник – филигрань (скань): в накладной и бугорчатой филиграни свитые вместе зол. или серебр. проволочки припаивали к поверхности изделия в виде “ёлочки”, “верёвочек”, “шнурка”, “рубчика” и др.; в сквозной (ажурной) – соединялись между собой пайкой (иногда с инкрустацией натур. камнями и цв. стеклом). С филигранью сходна ажурная техника: каркас в мелкую сетку, встречающийся во мн. украшениях, выполняли из металла, выбивая его на мягкой коже дер. молотком или чеканом. Из витой проволоки изготавливали “звенящие” кольца и браслеты с подвижно прикреплёнными на колечках мелкими монетами.

Длит. бытование традиций полихромного стиля в Башкортостане было связано с тем, что кораллы, сердолик, бирюза, перламутр, серебро издавна наделялись в народе очистит., защитной силой, а метал. и др. украшения выполняли функции амулетов и оберегов. Законы и обычаи социума ограждали самых уязвимых членов коллектива (детей, женщин детородного возраста, воинов), поэтому их одежда, предметы вооружения и конское снаряжение богато оформлялись инкрустацией и древнейшими элементами орнаментики. В изобилии астрально-солярной символики, комбинаций зооморфных и растит. форм орнамент. декора нашли выражение верования доисламские. Наиб. характерными элементами орнаментики М.х. являлись S-образные и крестовидные кускарные фигуры; нередко при оформлении изделий М.х. в композицию декора включали отд. элементы мусульманской каллиграфии.

Во 2‑й пол. 18–19 вв. происходит угасание иск‑ва худ. обработки металла, что было связано с утратой традиций полукочевого скотоводства, введением запрета на кузнечное дело и произ‑во изделий из металла на терр. Башкортостана (см. Указы от 11 февраля 1736); в кон. 19 в. развитие товарно-денежных отношений ускорило этот процесс, вытеснив изделия ремесл. произ‑ва фабричной продукцией, однако некоторые худ. изделия (ажурные ворота, калитки, ограды, балконы, лестничные перила, кровельные покрытия и др.) до нач. 20 в. являлись традиц. в архит. облике Уфы (см. Костерина П.И. дом) и др. городов Башкортостана.

В совр. проф. декор.-прикладном иск‑ве республики возникновение интереса к М.х. отмечается со 2‑й пол. 60‑х гг. 20 в. Темы нац. праздников, истории и быта баш. народа отображают монум.-декор. панно (см. Монументальное искусство), представляющие иск‑во худ. чеканки, расцвет к‑рого связан с тв‑вом М.К.Якубова (“Сыны Башкирии”, 1966), Ю.С.Грушевского (“За чаем”, 1968), В.В.Лифанова (“Вечность”), Г.Г.Пронина (“Искусство”), Р.А.Петрова (“Отдых”; все – 1969); позднее оно развивается в тв‑ве В.С.Билалова (“Мешкобой”, 1981; “Тальян‑гармун”, 1997). Традиции создания баш. боевого и охотничьего снаряжения продолжает З.Г.Гаянов. Среди мастеров ювелирного иск‑ва наиб. известность получило тв‑во Э.А.Джаниняна, тяготеющее к классич. направлению (гарнитур “Малахитовый”, 1996; серебро, малахит, сердолик, хризопраз; ковка, чеканка, филигрань); художников-кузнецов Р.Р.Сибаева (каминные приборы), И.П.Юдинцева (подсвечник; все – 2001) и др. мастеров, работающих в технике ручной ковки и использующих в декоре изделий стилизов. мотивы традиц. баш. и классич. орнаментов. Совр. произв. М.х. оформляют интерьеры и экстерьеры разл. учреждений и частных домов в городах и посёлках Башкортостана, их применяют в сфере ландшафтного дизайна; металл активно используется для создания произв. скульптуры разл. стилей и направлений. В 90‑е гг. была создана Гильдия кузнецов и художников по металлу (пред. С.В.Проваторов).

Произв. М.х. экспонировались на респ. выставках проф. декор.-прикладного иск‑ва Башкортостана (1997, 2002, 2008; все – Уфа).

Образцы традиц. баш. М.х. находятся в коллекциях БГХМ, Национального музея, Музея археологии и этнографии, Гос. музея этнографии (С.-Петербург), Венгерского этногр. музея (Будапешт); произв. совр. авторов – в коллекциях БГХМ, Всерос. музея декор.-прикладного и нар. иск‑ва (Москва), в частных собраниях.

Лит: см. при ст. Лаки художественные.

 Н.Х.Хисматуллина

Виды декоративно-прикладного искусства

Виды искусства

Металлообработка

Текст на башкирском языке

 

 

Яндекс.Метрика