Материалы

КЕРАМИКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, худ. изделия из обожжённой глины спец. состава (фарфор, фаянс, терракота, гончарные изделия); вид декоративно‑прикладного искусства. На терр. Башкортостана известна с эпохи неолита (см. Керамика).

Возникновение интереса художников к К.х. в респ. относится к сер. 50‑х гг. 20 в. и связано с именем Т.П.Нечаевой, к‑рая создаёт первые произв. в фарфоре (см. Фарфор художественный), с 1960 – в декор. и монум.‑декор. керамике. Гл. стилистич. особенность её К.х. – живописный, фактурный приём декорирования поверхности: блюда ”Танец” (1960, белая глина), ”Весенние воды. Бирюзовая весна” (1982), декор. объём ”Башкирская красавица” (2001; оба – шамот). Яркие, открытые цвета её работ имеют прямые аналогии с ”цветописью” баш. шаршау и паласов (см. Ковроделие, Ткачество). Активность колористич. решения подчёркивает значительность образов и органична с монум. звучанием керамич. форм (панно ”Пугачёв и Салават”; 1969, шамот).

В 60–70‑е гг. формируется стилистич. почерк Ф.У.Усмановой, для тв‑ва к‑рой характерно переосмысление традиц. форм и орнамента произв. баш. декор.‑прикладного иск‑ва (сервиз ”Восточный”, 1972; фарфор, надглазурная роспись). Осн. особенность тв‑ва М.К.Якубова – экспериментирование с формой; для стилистич. манеры характерны чёткий, чеканный силуэт, монохромная роспись с немногочисл. орнамент. вставками, близкими по рисунку к традиц. баш. орнаменту (декор. объём ”Играющий на курае”, ок. 1968; светильник ”Шурале”, ок. 1972; оба – шамот).

Образно‑тематич. линия К.х. 70–90 х гг. отличается широтой и вариативностью, видовым и жанровым многообразием; художники создают произв. в осн. символич., метафорич. звучания, в к‑рых прослеживается как нац., так и общечеловеч. контекст. В стилистич. отношении К.х. развивается в 2 направлениях: живописное, осн. Нечаевой, и графическое, осн. Якубовым.

Т.н. живописное направление в К.х. наиб. ярко и последовательно претворяется в тв‑ве В.К.Николаева, Л.А.Госачинской, И.В.Таран, М.Ф.Таран, В.Г.Деркач; графич. – М.Н.Гульченко, М.Б.Нелюбиной, Н.В.Карповой, Л.Н.Галеевой, З.Ш.Мусиной, Р.А.Салимгареева, М.К.Федотовой. Иногда керамич. поверхность сохраняется нетронутой цветом или штриховкой: декор. скульптура ”Девочка с кубызом” (1987, шамот) Ф.Б.Камаловой, панно ”Присоединение скрытого смысла” (1999; шамот, фарфор, красная глина) Л.Н.Вульфсона, серия декор. скульптур ”Ангелы на привале” (2001, шамот) Госачинской, декор. скульптура ”Хоровое пение” (2002, терракота) Салимгареева.

Эффект живописной, мерцающей поверхности в произв. Николаева создаётся за счёт выразит. фактуры керамич. рельефа, подчёркнутого сложной нюансировкой тона: декор. объём ”Колесо истории” (1995), ваза ”Языческая” (1996; оба – шамот), декор. скульптура ”Единорог” (2001, фаянс).

Живописность в произв. И.В.Таран вариативна: контрастное сопоставление ярких цветов, ограниченных контурной линией (декор. композиция ”Танец”; 1994, шамот), и выявление выразительности рельефа поверхности, раскрашенной плотным ярким цветом (декор. композиция ”Чайники”, 2003, глина, шамот). Отличит. особенностью тв‑ва М.Ф.Таран является экспериментирование с пластич. возможностями активной в цвете керамич. массы (композиция ”Бюсты”, 1992; декор. объёмы ”Солнечная ладья”, 1997 и ”Ночная птица Киви”, 2004; все – шамот).

Особое место в К.х. РБ занимает тв‑во В.Г.Кузнецовой, в основе стилистич. манеры к‑рой – творч. переосмысление пластич. и цветовых закономерностей рус. нар. игрушки и ”цветописи” старой Гжели, что выражается в лаконичности формы, цельности объёма и его колористич. решения. Прототипы персонажей её произв. – мифол. существа и реальные люди (скульптуры ”Волк‑хорт”, 1990, фаянс; ”Русалка”, ”Букет от любимого”, ”Долгожданная внучка”; все – 2005, шамот) – неотрывны друг от друга по эмоц. звучанию и пластич. трактовке.

Произв. Гульченко свойственны плоскостное решение поверхности, деликатная роспись ангобами и невысокий фарфоровый рельеф: серии декор. панно ”Космос” (1993) и ”Скифское золото” (1995; оба – шамот, фарфор).

Графичность в произв. Нелюбиной выражается в гибкости и изящности линий, тончайшей штриховке, близкой к офортной (блюдо ”Большая рыба”, ваза ”Беседа”; оба – 1997); в произв. Карповой – в утончённости тональных соотношений и изысканности форм (”Белая дама”, ”Голубая инфанта”; обе – 1995; все – фаянс).

Осн. интересы Галеевой, произв. к‑рой отличаются выразит. силуэтом и колоритом, связаны с реконструкцией пластич. культуры иск‑ва архаики (скульптуры ”Правитель”, ”Бодхисатва”; обе – 1990, шамот).

Салимгареев в качестве декор. элементов часто использует мотивы баш. орнамента и мусульманской каллиграфии (блюда из триптиха ”Изречения из Корана”, 1995, шамот).

К.х. Башкортостана, характеризующаяся яркой самобытностью, стала заметным явлением в иск‑ве России.

Произв. баш. керамистов экспонировались на Первой (1997) и Второй (2002) выставках проф. декор.‑прикладного иск‑ва РБ, разл. респ., зональных и всерос. выставках. Произв. К.х. находятся в коллекциях БГХМ, галерей художественных, Всерос. музея декор.‑прикладного и нар. иск‑ва, Музея керамики (оба – Москва).

Лит.: Профессиональное декоративно‑прикладное искусство Башкортостана: кат. 1‑й респ. выст. /авт.‑сост. С.В.Евсеева. Уфа, 1997; Профессиональное декоративно‑прикладное искусство Башкортостана: кат. 2‑й респ. выст. /авт.‑сост. С.В.Игнатенко. Уфа, 2002.

С.В.Игнатенко

Виды декоративно-прикладного искусства

См. также

КЕРАМИКА

 

Яндекс.Метрика