Материалы

ХЫКТАУ (һыҡтау — плач), жанр баш. обрядового фольклора, причитание, исполняемое во время погребальных обрядов. Восходит к магии плача, ритуальным коллективным голошениям, призванным изгонять нечистые силы, болезни, очищать душу. Х. имеет значение переходного сакрального акта, способа общения с божествами. У древних тюрков обряд оплакивания умершего включал причитания с ритуальным самоистязанием (вырывание волос, надрезы на лице и т.п.). О том, что в прошлом у башкир бытовал Х., свидетельствуют немногочисл. материалы фольклора. В эпосе “Урал‑батыр” упоминается обряд оплакивания: “Урал шунда йығылған, / Бөтә кеше йыйылған. / Ил бәхете ине, тип, / Бары һыҡтап илаған.” («И упал Урал‑батыр, /  Собрался вокруг народ. /  “Счастьем страны был он,” — /  Так оплакивал его народ.»); Хумай над мёртвым телом Урал‑батыра произносит Х.: “Ай, Уралым, Уралым, /  Йәнеңә килеп етмәнем, / Аҙаҡ һүҙең ишетеп, /  Күңелемде баҫманым...” (“О, Урал мой, Урал, / Живого тебя не застала, /  Услышав слово последнее, /  Душу свою не утешила...”). Сохранился текст Х. по случаю смерти Шагали Шакман‑бия: “Беҙҙе ниңә ташлап киттең, /  Аҡ шоңҡарҙай атабыҙ? /  Ил иламай, кем илар, /  Ил эсендә бер инең...” (“И почему ты нас покинул, /  Словно кречет белый — Отец наш? /  Как не плакать стране всей, /  Ты единственный был такой...”). Глубокая скорбь, горе по поводу смерти главы рода сочетается с верой в бессмертие его души и восхвалением героизма. Жанр бытует в фольклоре мн. народов.

Лит.: Башҡорт халыҡ ижады. 1‑се т. Йола фольклоры. Өфө, 1995; Султангареева Р.А. Жизнь человека в обряде. Уфа, 2006.

Р.А.Султангареева


Устное народное поэтическое творчество

Персонажи башкирской мифологии

Яндекс.Метрика