Материалы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, профессиональная служебная деят‑сть граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ и её субъектов, органов гос. власти РФ и её субъектов, лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ, конституциями субъектов РФ, федер. законами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий федер. гос. органов и гос. органов субъектов РФ; один из центральных институтов административного права. Система Г.с. включает гос. гражд., военную, правоохранит. службы. Военная и правоохранит. службы являются видами федер. Г.с.; гос. гражд. служба подразделяется на федер. службу и службу субъекта РФ. Правовое регулирование гос. гражд. службы субъекта РФ находится в совм. ведении РФ и субъекта РФ, а её организация — в ведении субъекта РФ. Законод‑во о Г.с. включает Конституцию РФ, федер. законы “О системе государственной службы Российской Федерации” от 27 мая 2003, “О государственной гражданской службе Российской Федерации” от 27 июля 2004 и др. нормативно-правовые акты. В РБ действует закон “О государственной гражданской службе Республики Башкортостан” от 18 июля 2005. Гос. гражд. служба РБ осуществляется в аппаратах органов законодательной власти, исполнительной власти и судебной власти, а также в иных гос. органах, выполняющих от имени гос‑ва его функции и отнесённых законодат. актами РБ к органам, где осуществляется гос. гражд. служба РБ. Г.с. РБ основана на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина; равного доступа граждан к Г.с. РБ; профессионализма и компетентности служащих; стабильности Г.с.; доступности информации о Г.с. РБ; взаимодействия Г.с. РБ с обществ. объединениями; защищённости служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деят‑сть и др.

Становление системы Г.с. в крае началось с присоединения Башкортостана к России. С введением воеводского управления возникает “государева служба” (см. Приказ Казанского дворца, Уфимская приказная изба), к‑рую несли служилые люди, дьяки, подьячие и др. Баш. феодальная знать привлекалась на службу к моск. царю; за охрану вост. границ гос‑ва (см. Военная служба башкир), дипломатич. сношения со ср.‑азиат. ханствами, Сибирским ханством и др. она получала “государево жалованье”. С 18 в. администрацией края выполнялись функции обеспечения безопасности юго‑вост. границ, удержания в подчинении башкир и др. Решению этих задач способствовала кантонная система управления. С образованием Оренбургской и Уфимской губерний организация Г.с. в местных органах управления, принцип и порядок подбора, замещения гос. должностей были строго регламентированы и были такими же, как и в губерниях европ. части России.

С нач. 18 в. в крае стал складываться уникальный тип адм. аппарата — горнозаводская администрация. По законод‑ву Рос. империи при определении на Г.с. принималось во внимание сословное происхождение, возраст и уровень образования кандидата. Преимущественное право поступления на Г.с. в адм. и судебные органы имели дворяне, сыновья личных дворян, купцов 1‑й гильдии, лиц, находившихся на Г.с., учёных и художников; запрещалось принимать лиц податных и др. низких сословий без окончания уч. заведения, дававшего право на эту службу. Право и порядок на занятие должности основывались на системе гражд. чинов (титул, присваиваемый чиновнику), регламентированных “Табелью о рангах” (1722). Все должности были распределены на низшие, ср. и высшие классы. Кроме того, существовала группа внетабельных гос. служащих — “канцелярских служителей”, как нач. ступень служебной деят‑сти. Повышение в чине производилось по выслуге определ. числа лет и было связано с целым рядом прав (имуществ. и неимуществ.), в т.ч. правом перехода в др. сословие. В прохождении от низшего классного чина до высшего заключался один из гл. орг. принципов Г.с.

С 60‑х гг. 19 в. в отдельные учреждения и на нек‑рые категории должностей было позволено поступать представителям всех сословий. За Г.с. выплачивалось денежное содержание, размеры к‑рого определялись ведомствами. По переписи 1897 численность аппарата гос. управления в Уфим. губернии составляла 3426 чел., из к‑рых в адм.‑судебных органах служило 2054 чел.; на обществ. и сословных службах состояло 1372, на штатных должностях — 2581 чел.; русских на Г.с. находилось 84,18%, башкир — 6,92%, татар — 5,22%, марийцев — 0,7%, чувашей — 0,62%. Представители нерус. народов края имели мало шансов поступить на Г.с., т.к. для этого было необходимо знание русского языка. Также существовали ограничения по вероисповеданию. Согласно указу Правительствующего Сената от 2 дек. 1873 две трети гласных городских дум должны были составлять христиане.

После революции 1917 Г.с. Рос. империи была упразднена, по декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 10 нояб. 1917 “Об уничтожении сословий и гражданских чинов" были ликвидированы гражд. чины. Прежние губернские учреждения заменялись губ. исполнит. к‑тами (см. Оренбургский губернский военно-революционный комитет, Уфимский губернский революционный комитет). В уездах и волостях создавались советы рабочих, солдатских и крест. депутатов (см. Советы). С включением Уфим. губ. в Башреспублику (Малую Башкирию) изменился качественный и количественный состав сов. управленческого персонала. К 1929 в респ. и кантонных учреждениях работало 9574, к 1940 — 11903 сов. служащих.

В 30—40‑е гг. в сфере Г.с. происходит формирование номенклатурной бюрократии, основывавшейся на принципах секретности, закрытости и строгого отбора по принципу парт. принадлежности. Подготовку руководящих парт. и сов. кадров вели респ. и областные Высшие парт. школы (см. Уфимская высшая партийная школа). Развивался процесс сращивания парт. и сов. структур: в парт. к‑тах районов и городов респ. создавались отделы, ведавшие отдельными отраслями нар. х‑ва, формировалась практика подчинённости гос. органов парт. органам. К 1987 общее количество работников, занятых в органах управления, составило 14258 человек. В сов. период спец. законодательства о Г.с. не было. Правовое положение парт. и сов. работников определялось в осн. трудовым законодательством СССР, гос. служащими признавались все лица, работающие в гос. организациях.

Как особый правовой институт Г.с. начала формироваться после принятия Конституции РФ 1993. Первым нормативно-правовым актом был указ Президента РФ от 22 дек. 1993 года, утвердивший Положение о федер. Г.с., затем принят федер. закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации” от 31 июля 1995 (утратил силу в 2004). В РБ закон о Г.с. был принят в 1994 (утратил силу в 2005). В число квалификац. требований к должностям гражд. службы входят требования к уровню проф. образования (высшего или среднего), стажу гражд. службы или стажу (опыту) работы по специальности, проф. знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В соотв. с занимаемой должностью гражд. службы гос. служащим присваиваются классные чины по результатам квалификац. экзамена. Классные чины — действительный гос. советник РБ, гос. советник РБ — присваиваются Главой РБ, др. чины — руководителем гос. органа либо лицом, замещающим его. В РБ на Г.с. в федер. органах гос. власти насчитывалось 16207 чел., из них 12581 в органах исполнит. власти, 3626 — судебной власти и прокуратуры; в респ. органах гос. власти состояло 18622 чел., из них в органах законодат. Власти — 582, исполнит. — 17104, судебной власти и прокуратуры — 936, в др. гос. органах — 95 чел. (2010).

В целях координации деят‑сти гос. органов при решении вопросов функционирования Г.с. в 2004 создана Респ. комиссия по вопросам муниципальной (гос.) службы. Подготовка и повышение квалификации гос. служащих осуществляется в БГАУ, БАГСУ, УГАТУ, УГУЭС и др. Вопросы о Г.с. как правовом и соц. институте общества исследованы в работах И.Р.Гимаева, С.Ю.Кабашова, В.Л.Усачёва, М.И.Халикова и др.

Лит.: Гимаев И.Р. Государственная служба как институт правового государства: проблемы теории и практики. М., 2004.

С.Ю.Кабашов

Система органов власти

ГУБЕРНАТОР

КАНТОННЫЙ НАЧАЛЬНИК

Текст на башкирском языке

 

Яндекс.Метрика