Материалы

ДОРОГА, 1) даруга, адм.-терр. единица в Урало-Поволжье в кон. 16—18 вв. (по др. данным, в 13—18 вв.). По мнению нек-рых учёных (И.Г.Акманов, Р.Г.Буканова, А.Н.Усманов и др.), деление терр. Башкортостана на Д. известно с 13 в., название Д. восходит к наименованию должности сборщика налогов, позднее — адм.-терр. единицы Монгольской империи и Золотой Орды. Согласно Н.А.Гурвичу, Р.Г.Игнатьеву, В.В.Трепавлову и др., появление Д. относится к 70-м гг. 16 в., а по П.И.Рычкову — к 30-м гг. 17 в. После присоединения Башкортостана к России терр. Уфимского уезда была разделена на Казанскую, Ногайскую, Осинскую и Сибирскую дороги. В основу названий Д. положены наименования геогр. объектов, к к-рым примыкали внеш. границы Уфим. у.: Казань, Оса, Ногайская степь и Сибирь, — или разделение терр. Башкортостана между Казанским ханством, Ногайской Ордой и Сибирским ханством. Д. не имели чёткого терр. оформления, их границы были подвижными. Д. были разделены на волости; в кон. 30-х гг. 18 в. для управления Д. была введена должность главного старшины. Д. были упразднены в кон. 18 в. в ходе введения деления Оренбургской губернии на уезды и кантонной системы управления.

Границы башкирских дорог (17 — 1-я пол. 18 в.)

Устаревшие административно-территориальные единицы

 

2) Обустроенная (или приспособленная) для движения людей, транспортных средств полоса земли, путь сообщения. В горно-лесных районах Башкортостана башкиры пользовались верховыми (hыбай юл) или пешими (йәйәү юл, һуҡмаҡ) тропами, по к-рым могли пройти навьюченные ж-ные, в степных — в осн. Д., предназначенными для движения гужевого транспорта. Зимние Д. (ҡышҡы юл, сана юлы) прокладывались по летним путям или по руслам рек. Местные Д. соединяли кочёвки башкир, аулы.

Описание и названия наиб. крупных Д. (“Древняя большая башкирская дорога”, “Старинный башкирский тракт”, “Катайская дорога” и др.) сохранились в ряде источников исторических и памятников баш. фольклора [кубаир “Урал-батыр”, предания “Ҡыҙҙар юлы” (“Девичья дорога”), “Ғәйшә” (“Гайша”) и др.]. Согласно преданию “Ҡәнифә юлы” (“Дорога Канифы”) и эпосу “Кунгыр-буга”, легендарный путь Канифы и Кунгыр-буги проходил по отрогам Уральских гор, связывая сев., центр. и юж. Башкортостан с Приаральем и Ср. Азией (ныне сохранилась проезжей часть Д. от с.Юлдыбаево Зилаирского р-на по терр. Хайбуллинского р-на до юж. границ республики). Через Юж. Урал проходили торговые пути, соединяющие Поволжье, Прикамье и Урал с Сибирью, Центр., Ср. и Юж. Азией, о чём свидетельствуют монеты, найденные в ряде археологических памятников (см. Деньги).

В 13 в. на осн. Д. Башкортостана были организованы почтовые станции (ямы), спец. воен. отряды для обеспечения безопасности торговых караванов. С присоединением Башкортостана к России и активной колонизацией края в 17—18 вв. сооружение Д. было централизовано и упорядочено. Были проложены Д. (тракты), соединяющие крупные адм. и пром. центры.

Стр-во и содержание дорог стало одной из осн. повинностей местного населения. Д. в осн. были грунтовые, шоссейные (укреплённые гравием), реже с каменным покрытием; на переправах через реки использовались паромы, мосты (на сваях и плашкоутные). От каждого тракта отходили боковые просёлочные Д., соединяющие сел. нпп с вол. или уездными центрами. Через Уфу проходила Д. из Казани в Сибирь (т.н. Старая Казанская Д.), из Оренбурга были проложены Д. в гг. Екатеринбург, Казань (Новая Московская Д.), Самару (Старая Московская, или Большая Оренбургская Д.), Уфу (Оренбургская Д.), к Верхнеуральской крепости (через Преображенский завод; Исетская Д.). Был построен ряд почтовых Д. (в т.ч. почтовая Д. от Оренбурга к Троицкой крепости) с почтовыми станциями (для смены лошадей), ремонт и содержание к-рых также возлагались на местное население. К 40-м гг. 18 в. в Оренб. губ. насчитывалось ок. 15 почтовых Д. (Казанский, Мензелинский, Оренбургский, Сибирский и др. почтовые тракты), общая протяжённость к-рых составляла 4,8 тыс. вёрст, кол-во почтовых станций — 114 (при них состояло св. 650 пар лошадей).

Во 2-й пол. 18 — 1-й пол. 19 вв. в связи с развитием горнозаводской промышленности для обеспечения з-дов рудой, строит. материалами, топливом и для вывоза произведённой продукции были построены Д. от Стерлитамакской пристани до крепости Илецкая Защита (1766), от Авзяно-Петровских заводов до Табынской крепости (1776), от Уфы до г.Челябинск (через Симские заводы; Симский тракт; нач. 19 в.), от Оренбурга до г.Верхнеуральск (через Кананикольский завод; Новая Исетская Д.; 1840-е гг.) и др. В 1830—33 проложена торговая Д. Верхнеуральск—Стерлитамак—Белебей—Бугульма (Башкирский тракт). Также появились торговые Д.: Троицк—Екатеринбург; Челябинск—Курган; д.Явгильдино — д.Лаяшты (обе — Бирский уезд); д.Арзаматово Бирского у. — Бирск; Бирск—Мамадыш; Бугульма — с.Бетьки Мензелинского уезда и др. В сер. 19 в. общая протяжённость Д. (почтовых и торговых) от границ Бугульминского уездадо Верхнеуральска составляла 2,6 тыс. вёрст. С 1870-х гг. с введением земств содержание гос., торговых, почтовых Д. было возложено на земские управы.

Главные водные транспортные артерии Башкортостана — рр. Белая и Уфа — связывали адм. и хоз. центры края. Водные пути использовались для сплава леса, перевозки руды, строит. материалов, зерна и др. Для передвижения по водным путям осн. часть населения края преим. пользовалась традиц. водными средствами передвижения. В 19 в. получил развитие речной транспорт, к-рый первонач. обслуживал зону ниж. течения Белой и Уфы, с сер. 20 в. в связи с постройкой ряда водохранилищ охватил осн. часть басс. Белой и Уфы. С кон. 19 в. для передвижения пассажиров и грузов используются железные дороги, с 20 в. — автомобильные дороги, авиалинии.

Лит.: Асфандияров А. З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая пол. XVI — первая половина XIX в.). Уфа, 2006.

А.З.Асфандияров, М.Г.Муллагулов

 

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

КАРАВАННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПУТИ

См. также

ВЬЮЧНО-ВЕРХОВОЙ ТРАНСПОРТ

ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ

Текст на башкирском языке

Яндекс.Метрика