Материалы

ХАЙРУЛЛИН‑КАРИЕВ Габдулла, Г.Кариев (наст. Хайруллин Миннибай Хайруллович; 8.5.1886, сельцо Кульбаева Мураса Казанской губ. — 28.1.1920, Казань), актёр, режиссёр, театрально‑обществ. деятель. С 1907 актёр труппы “Фажига вә мөсәккин ислямия” (“Мусульманская драма и мелодрама”, г.Оренбург), с 1908 худ. рук. труппы “Сайяр”, с 1918 — труппы любит. т‑ра при “Союзе молодёжи” г.Орск.

Выдающийся тат. театр. деятель, основоположник проф. тат. т‑ра. Тв‑во Х.‑К. формировалось под влиянием идей тюрк. просветительства и мусульманского реформаторства и условно делится на 3 периода. Для 1‑го периода (1908—15) характерно изображение сатирич. типов из разных слоёв об‑ва: Мухаметжан (“Тайны нашего города”), Туктагаев (“Банкрот”), Анварбай (“Распутство”; все — Г.Камала); 2‑го (1915—18) — создание образов людей из народа с положит. нравств. устоями: Садык (“Брачный договор”), Закир (“Учитель”), Гимади (“Зулейха”; все — Г.Исхаки), Бадри (“Галиябану”). Под влиянием событий революции 1917 оформились идейно‑эстетич. программа и реалистич. метод его т‑ра. Острой соц. проблематикой, идеей народности, нац. воодушевления были проникнуты спектакли “Неравные” Ф.Амирхана, “Борьба” Г.Исхаки, “Молодая жизнь” Г.Ю.Кулахметова. Сотрудничество с деят. тат. лит‑ры и просвещения Г.Исхаки, Г.Камалом, Г.Тукаем, рус. актёрами и режиссёрами, в т.ч. К.С.Станиславским, способствовало развитию режиссёрского иск‑ва Х.‑К., созданию целостного худ. образа спектакля: “Зулейха” Г.Исхаки, “Господин хаджи женится” Ш.Камала, “Галиябану” М.Файзи. 3‑й период (1918—19) был осложнён событиями Гражданской войны, труппа “Сайяр” распалась. Последней режиссёрской работой Х.‑К. стал спектакль “Живи, Зюбейда, буду жить и я” С.Л.Рамиева. Именем Кариева названы Казанский тат. ТЮЗ, улица в Казани, на родине открыт музей.

Соч.: Истәлекләр, хатлар, мәкаләләр, пьеса // Габдулла Кариев. Казан, 1976.

Лит.: Татар совет театры. Казан, 1975; Арсланов М. Татарское режиссёрское искусство (1906—1941). Казань, 1992.

С.С.Саитов

Яндекс.Метрика