Материалы

АГРЕГАТЫ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ, функциональные части авиационных систем в виде отд. взаимозаменяемых устройств, разрабатываемые с использованием принципа агрегатирования. К осн. А.а.с. относят агрегаты пилотажно-навигац. комплекса (см. Авионика); фильтры, форсунки, оптич. пирометрич. преобразователи, ионизац. датчики пламени (система топливопитания и регулирования силовой установки); стартеры, вспомогательные силовые установки, агрегаты системы зажигания, агрегаты эл. и гидромех. автоматики (система запуска двигателей) и др. С совершенствованием авиац. техники значение систем управления и их агрегатов значительно возрастает, получают развитие А.а.с. самолётов с газотурбинными двигателями.

В 80―90‑е гг. 20 в. стали выпускать цифровые системы управления двигателем и силовой установкой в целом, в к‑рых имеются только цифровые и отсутствуют резервные (гидравл., пневматич., мех.) вычислители (напр., в НПП “Молния” создана электронная система управления “с полной ответственностью” силовой установкой ЭСУ‑27 трансп. самолёта Ан‑70). Такие автономные электронные блоки (агрегаты) для многодвигат. летат. аппаратов обеспечивают автоматизацию процессов управления тягой силовой установки, оптимизацию расхода топлива, синхронизацию работы винтов турбо-винто-вентиляторного двигателя и др. В РБ разработка и произ‑во А.а.с. для самолётов Ан‑24, Ан‑70, Ан‑74, Ан‑124, Ан‑224, Ан‑225, Ил‑114, МиГ‑29, Як‑42 ведётся в НПП “Молния” (агрегаты зажигания и электронная аппаратура управления, оптич. пирометрич. преобразователи и ионизац. датчики пламени для газотурбинных двигателей), УАПО (эл.‑стартеры, агрегаты зажигания, эл.‑мех. исполнит. механизмы для газотурбинных двигателей), УППО (авионика), ФГУП “Гидравлика” и в КБ “Гидромеханика” (фильтры, вспомогат. силовые установки) и др.

Лит.: Раздолин М.В., Сурнов Д.Н. Агрегаты воздушно-реактивных двигателей. М., 1973.

Г.Г.Куликов, В.С.Фатиков


АВИАСТРОЕНИЕ

Текст на башкирском языке

 

 

Яндекс.Метрика