Материалы

АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ, тепловые двигатели для приведения в движение летательных аппаратов и обслуживания их систем. Различают А.д. поршневые и газотурбинные двигатели.

В Башкортостане А.д. производят с нач. 40‑х гг. 20 в. В 1941—45 на з‑де №26 (см. УМПО) выпускали поршневые V‑образные А.д. водяного охлаждения ВК‑105 и ВК‑107 (конструктор В.Я.Климов) для бомбардировщиков Пе‑2 и истребителей Як‑3, Як‑7, Як‑9. В 1945—46 производились воздушно-реактивные двигатели РД‑10 и РД‑20. В 1948 на з‑де было освоено массовое произ‑во двигателей РД‑45 и ВК‑1 с центробежным компрессором для самолётов МиГ‑15, Ил‑28, с 1955 — неск. модификаций двигателей РД‑9Б с осевым компрессором для пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. С кон. 60‑х гг. производятся двухвальные двигатели Р11‑300, Р13‑300, Р25‑300, Р95Ш, Р195, Р29Б‑300 и др. для самолётов МиГ и Су; в последующие годы — двигатели сложной двухконтурной схемы, в т.ч. АЛ‑31Ф для истребителей Су‑27, Су‑30. ФГУП “Гидравлика” выпускаются вспомогательные силовые установки ТА‑6, ТА‑8, ТА‑12 для пасс. и воен.‑трансп. самолётов, разработанных в КБ А.Н.Туполева и С.В.Ильюшина. На самолётах Ил‑114 и др. летательных аппаратах использовалась выпускаемая этим пр‑тием установка ВД‑100 (конструктор Н.А.Прохоров). Научные разработки по созданию А.д. ведутся в НПП “Мотор” с 1956 под рук. В.Н.Сорокина, с 1962 — С.А.Гаврилова, с 1983 — А.А.Рыжова, с 2000 — А.Ф.Иваха. На пр‑тии создаются конверсионные энергетич. установки ГТЭ‑10/95 на базе двигателя Р95Ш для произ‑ва эл. и тепловой энергии. Двигатели типа АЛ‑31СТ и АЛ‑31СТЭ, выпускаемые УМПО, используются в составе газоперекачивающих агрегатов и тепловых электростанций.

Лит.: Рева Н.Г. Авиационные поршневые моторы и реактивные двигатели Уфимского моторостроительного производственного объединения и их применение на самолётах. Уфа, 1996.

Х.С.Гумеров

 

Авиастроение

Двигатели

Текст на башкирском языке

Яндекс.Метрика