Материалы

БЕЛОРУСЫ (самоназв. беларусы), народ, осн. население Белоруссии. Числ. Б. в 1989 в Белорус. ССР — 7904,6 тыс., в РСФСР — 1206,2 тыс.; в 2002 в РФ — 814,7 тыс., в 2010 — 521,4 человек. В БАССР в 1989 числ. Б. составила более 17 тыс.; в РБ в 2002 — 17,1 тыс., в 2010 — 11,7 тыс. человек. Наиб. компактно проживают в Иглинском р-не (2002 — 6,6 тыс. чел.) и Уфе (5,6 тыс. чел.). Часть Б. владеет белорусским языком, часть — башкирским, татарским, украинским языком; бол-во признаёт родным русский язык. Осн. часть верующих исповедует православие.

Массовое переселение Б. на терр. Башкортостана началось в кон. 19 в., усилилось в ходе Столыпинской аграрной реформы. Переселенцы покупали землю у гос-ва, башкир в частное или коллективное владение. В пай с Б. нередко входили латыши, русские, украинцы и др. Наиб. ранний анклав Б. образовался в Приуралье, в басс. р.Сим. По подворной переписи 1912—13 в Уфимском уезде в 83 селениях зафиксировано 5,6 тыс., в Белебеевском уезде (в осн. выходцы из Могилёвской и Минской губ.) — св. 1,7 тыс. Б. В годы Первой мировой войны наблюдался приток Б.-беженцев, к-рые преим. расселились вдоль Самаро-Златоустовской железной дороги.

Х-во Б. на новых местах сохраняло традиц. черты. Ведущей отраслью было земледелие, вспомогат. роль играли скот-во, домашние ремёсла и промыслы. При вспашке земли использовали, кроме традиц. сох, баш. сабаны и сохи-косули. Набор возделываемых культур зависел от природных условий: в Приуралье сеяли в осн. рожь и ячмень, в юго-зап. степных районах — пшеницу; из зерновых культур также были распространены овёс, просо и гречиха, техн. — лён и конопля, овощных — картофель. В Приуралье занимались огородничеством, свиноводством, в юго-зап. районах — овцеводством. Были распространены пасечное пчеловодство, бондарное произ-во, изготовление мебели, рамочных ульев, саней, телег, плетение из лозы и соломы. Занимались обработкой конопли, льна, шерсти, ткачеством (изготавливали тонкое праздничное полотно, грубые холсты, мешковину), вышиванием, вязанием и др.

Осн. видом поселений были хутора, насчитывающие до 10 дворов. В колониях и смешанных по нац. составу поселениях объединялось неск. десятков дворов. Гл. строит. материалом являлось дерево. В степной местности построек было меньше (при стр-ве кроме дерева использовали плетень, солому и камень-плитняк). Дома (хаты) Б. представляли собой срубную избу с сенями и 2-скатной крышей, покрытой корой, дранкой, в степи — соломой. Осн. элементами традиц. интерьера являлись “красный угол” (“червоны кут”) с иконами, трапезное место (стол, две лавки вдоль стен), большая печь с лежанкой и расположенные за ней сундук, хоз. помост (пол) и полати (палаци). Усадьба преим. имела замкнутую планировку (“веночную” или П-образную). К дому примыкала клеть (клець) или помещение для скота (хлеу). По периметру двора располагались амбары, конюшни; на заднем дворе находилась баня (лазня). В стороне от др. построек располагалось помещение для снопов и зерна (клуня).

Традиц. жен. костюм состоял из белой полотняной сорочки (сарочка, кашуля), украшенной на плечах вышивкой (в осн. использовали нити красного цвета), клетчатой полотняной или однотонной суконной юбки (спадница), длинного передника с кружевами и вышивкой (фартух, запон), приталенной безрукавки. Свадебным убором невесты был ободок с цветами (вянок), головным убором замужней женщины — мягкая тканевая шапочка (чапец), сложенный по диагонали платок (хустка). Традиц. украшениями являлись янтарные ожерелья (бруштын), стеклянные бусы, кольца, серьги (завушницы), застёжки для ворота платья. Муж. костюм сохранил лишь отд. традиц. элементы. Мужчины носили полотняные рубахи туникообразного покроя, подпоясывая тканым кушаком, полотняные или суконные штаны. Верхнюю тёплую приталенную одежду из сукна (свита), овечьи шубы (кажух) и полушубки носили и женщины, и мужчины. Из головных уборов были распространены войлочные или суконные шапки (магерки), шапки из овчины, войлочные или соломенные шляпы (капялюш, брыль). Обувью мужчин и пожилых женщин были сапоги (чобаты), молодых женщин — ботинки на шнуровке и полусапожки (чаравики), носили также лапти (лапци).

Нар. кухня Б. основана на использовании зерновых и овощных (прежде всего картофеля) культур. Были широко распространены овощные блюда: щи, похлёбка с брюквой, морковью, тыквой, борщ со свекольными листьями (бацвинне), суп из щавеля. Нек-рые летние блюда готовили с добавлением кваса. В праздники к столу подавали оладьи из тёртого картофеля (драники), блины (блин, налисник). Употребляли квас, напиток из ягод (узвар), кисель (жур) и др.

В семейно-брачных отношениях Б. сохраняли традиц. черты: до кон. 19 в. преобладала большая семья (в осн. три поколения) из 6—9, с нач. 20 в. — малая семья из 4—5 человек. В семейном быту сохранялись патриарх. традиции: авторитет отца, старшего брата, участие всех взрослых членов семьи в обсуждении вопросов, связанных с организацией х-ва, полевых и др. работ. Были распространены обычаи взаимопомощи (талака) и совм. проведения праздников. Наиб. яркие обряды Б. связаны с проведением свадьбы (вяселле), в к-рой, кроме родственников, принимали участие крёстные мать и отец, товарищи жениха (дружына), подруги невесты, дружка (староста, гл. распорядитель свадебных церемоний). Нач. цикл свадебных обрядов проходил в доме невесты, осн. застолье устраивалось в доме жениха. Молодых благословляли свадебным караваем, к-рый должны были отведать все участники свадьбы. Торжественно отмечалось в кругу родственников крещение ребёнка (хрэсьбины). Праздновались Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица и др. На Рождество (Каляды) было принято колядование — хождение молодёжи из дома в дом с песнями — пожеланиями счастья, благополучия; пришедших одаривали сладостями, пирогами. В святочную неделю молодёжь устраивала игры (вячорки) с ряжением, разыгрывая сценки с традиц. персонажами: Козой, Стариком, Барыней, Молодухой. Широко отмечали праздник Ивана Купалы. Многие праздники и обряды были связаны с земледельческим календарём.

Из муз. инструментов у Б. были распространены волынки, дудки, жалейки, рожки, скрипки, цимбалы, бубны. Разнообразен муз. фольклор: каждому празднику посвящён цикл песен; широко представлены лирич., колыбельные, танц. и шуточные песни. Традиц. танцы: весенне-летний и зимний хоровод (каравод, танок), полька, кадриль и др.

На протяжении 20 в. наблюдалась тенденция к ассимиляции Б. русскими. В РБ действует нац.-культ. центр белорусов “Спадчына”, в с.Балтика Иглинского р-на функционируют белорус. историко-культурный центр, базовая библиотека по обслуживанию белорус. населения. В Балтике и д.Пушкинское Иглинского р-на организованы фольклорные ансамбли, в школах ведётся преподавание белорус. языка.

Лит.: Титов В.С. Историко-этнографическое районирование материальной культуры белорусов. Минск, 1983; Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М., 1987.

С.Н.Шитова

 

БЕЛОРУССИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК

“СПАДЧЫНА”, национально-культурный центр белорусов

Текст на башкирском языке

Народы Башкортостана

Яндекс.Метрика