Материалы

АРХИТЕКТУРА (лат. architectura), зодчество, 1) совокупность строит. объектов – зданий и сооружений, образующих материально организов. среду обитания человека. 2) Искусство проектирования и стр‑ва зданий и др. сооружений, связанное с созданием и организацией всего пространства жизнедеятельности людей в соотв. с техн. возможностями и эстетич. воззрениями общества.

Зарождение архит.-строит. культуры на терр. Башкортостана связано с созданием в каменном веке простейших укрытий. В качестве естеств. укрытий и храмов-святилищ первобытный человек использовал карстовые пещеры (Игнатьевское святилище, Шульган‑Таш). Жилища, убежища устраивались в расщелинах скал (Мысовая) или вырубались в скале и перекрывались брёвнами (Суртандинские стоянки). К наиб. ранним формам поселений относятся стоянки и селища. В эпоху неолита строили прямоугольные бревенчатые 2‑скатные дома‑полуземлянки с отверстиями для дыма над очагом. В энеолите сооружали прямоугольные удлинённые дома, располагавшиеся вдоль кромки террас и соединённые друг с другом переходами (Саузовские стоянки).

В бронзовом веке население абашевской культуры строило наземные 1‑ и 2‑скатные постройки с дер. или обмазанными глиной плетёными стенами, к‑рые для оборонит. целей располагались по периметру поселения (Береговский археологический микрорайон, Тюбяк). Линейная планировка поселений была типична для срубной культуры с домами‑землянками или полуземлянками (Юмаковские поселения) и андроновской культурно‑исторической общности с жилищами наземного типа и сложными пристенными сооружениями. Уникальными пам. древней А. Зауралья являются укрепл. поселения замкнутого типа (Аркаим, Берсуат, Синташта). В эпоху железного века появляются укрепл. поселения‑городища ананьинской культуры, кара‑абызской культуры, пьяноборской культуры.

При устройстве малых и кр. городищ в лесостепной и лесной зонах в качестве укреплений использовались естеств. преграды (высокий речной мыс, овраг и др.), затруднявшие доступ к поселению. Совершенствовались и оборонит. сооружения: возводились стены, укрепл. подзолом и суглинком, башнеобразные постройки, валы. К числу погребальных памятников, отличающихся сложной конструкцией надмогильных сооружений, относятся кург. могильники (Баишевские курганы, Синташта, Филипповские курганы и др.). Традиц. жилищем кочевых народов Юж. Урала (башкир, булгар, кипчаков и др.) была юрта. У башкир были также распространены землянки, каркасные (см. Аласык), саманные и срубные (см. Бурама) строения (см. Усадьба).

В 14 в. с распространением ислама возникают первые кам. постройки мемор. и культового назначения – кэшэнэ. Начиная с 16 в. значительно возрастает число сооружений мусульм. А., преим. мечетей. Они возводятся в осн. из дерева и наследуют архит. формы нар. жилища. Первоначально мечети ставились на подклет и имели 8‑гранный или круглый в плане осн. молитвенный зал. Позднее они стали надстраиваться одним, а с 19 в. – двумя и более минаретами. Наиб. ранней из построек этого периода является Тошкуровская мечеть.

Дальнейшее развитие архит.-строит. культуры связано с присоединением Башкортостана к России и началом переселенческого движения, распространением христианства, возведением пограничных укреплённых линий – дер. воен. крепостей с примыкающими к ним слободами и культовыми постройками (см. Церкви). К нач. 17 в. относится наиб. ранняя кам. христианская постройка в центре Уфимского кремля ‑ Смоленская церковь (см. Троицкая церковь), решённая в духе моск. архитектуры 16 в. и впоследствии перестроенная в стиле классицизма. Возводятся первые уфимские монастыри – Успенский монастырь и Христо‑Рождественский жен. монастырь (сер. 17 в.). К пам. 18 в. относятся Казанско-Богородицкая церковь в с.Верх. Авзян Белорецкого р‑на, Троицкая церковь в с.Верхнетроицкое Туймазинского р‑на и Христорождественская церковь в с.Березовка Уфим. р‑на. Храмы православные, первоначально содержавшие элементы рус. барокко, а позднее вследствие реконструкций и пристроек приобретшие черты раннего классицизма, сохранились в гг. Уфа, Белебей, Белорецк, Бирск, Стерлитамак, сс. Надеждино Белебеевского р‑на, Верхотор Ишимбайского р‑на, Архангельское одноим. р‑на и др. В 18 в. зарождается пром. А. Наиб. ранние комплексы, включающие постройки разл. назначения (пром., соц.), – Каменские заводы, Воскресенский завод, Верхоторский завод – построены в стиле рус. барокко, получившего особое воплощение в пром. А. Урала.

1‑я пол. 19 в. характеризуется становлением классицизма, переходом к регулярной планировке насел. мест, связанным с работой Комиссии по составлению планов рос. городов под рук. В.И.Гесте. Начинается активное стр‑во кам. жилых и обществ. зданий, закладываются основы центральных гор. архит. ансамблей. К уфим. памятникам гражд. А. в стиле классицизма относятся здания Гостиного двора, Духовной семинарии, Дом губернатора. В этом же стиле выполнены и уфим. Казармы внутренней стражи (1842). К стилю классицизма относится А. ряда культовых сооружений: Александровская церковь, Воскресенский кафедральный собор, Михаило‑Архангельская церковь, Никольская церковь, Спасская церковь, Иоанно‑Предтеченская и Покровская церкви. Наиб. значит. культовым сооружением Уфы стала Первая соборная мечеть, имеющая высокий минарет с шатровым завершением и купольное перекрытие молитвенного зала. К немногочисл. постройкам, отражающим влияние вост. традиций на А. этого периода, относятся также Караван‑Сарай и Килимовский дворец.

А. Башкортостана 2‑й пол. 19 – нач. 20 вв. характеризуется утратой стилевой чистоты классицизма. А. приобретает черты ретроспективизма и эклектизма, на фоне к‑рых с кон. 19 в. возникает новое стилевое направление – модерн. В Уфе яркими образцами этого стиля стали Костерина П.И. дом и гостиница “Астория" (1908, гражд. инж. К.А.Гуськов; см. “Уфа"). Альтернативой модерну и эклектике в этот период выступает неоклассицизм, влияние к‑рого в Уфе проявилось в А. Аксаковского народного дома и ряда уфим. особняков: Поносовой‑Молло Е.А. дома, Лаптева М.А. особняка, особняка М.А.Емельянова (1908). Черты стиля модерн прослеживаются в силуэте и объёмно‑пространственном решении этих особняков, декорированных в духе эклектики с мотивами ренессанса и классицизма. Эклектичностью, тяготеющей к неоренессансу, отличалось здание. ж.-д. вокзала станции Уфа (1888, гражд. инж. Ф.Ф.Эссен; снесён в 1970).

Влияние “русского стиля", получившего широкое распространение в России с кон. 19 в., в А. Башкортостана проявляется в здании Крестьянского поземельного банка, дома Степанова‑Зорина (ок. 1904) в Уфе, здании Покровской церкви [ныне Свято‑Софийская церковь в с.Ира (г.Кумертау)]. Примерами ретроспективизма и стилизаторства, проявившихся в обращении к ср.‑век. и византийским источникам “русского стиля", стали Скорбященская церковь в с.Андреевка Аургазинского р‑на, Церковь Святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Покровская церковь Покровского Эннатского жен. монастыря близ с.Дедово Фёдоровского р‑на, а также Вознесенская церковь, выделяющаяся величеств. строем, и узорчатые нарядные часовни – Александро‑Невская (кон. 19 в., арх. А.Семёнов; снесена в 20‑е гг. 20 в.) в Уфе и Михаило‑Архангельская (1890‑е гг.) в Белебее.

Со 2‑й пол. 19 в. как самостоят. рациональное направление эклектизма оформляется “кирпичный стиль", просуществовавший до нач. 20 в. Постройки с использованием фигурного кирпича составляют значит. часть ист. застройки городов Башкортостана, в частности Уфы: Торговый дом братьев Нобелей, здание Банка Уфим. об‑ва взаимного кредита (оба — на Верхне‑Торговой площади), комплекс Доходных домов С.С.Меклера (частично снесён; все — 1910‑е гг., все — Гуськов) и др.

В кон. 19 – нач. 20 вв. возводятся здания, по характеру А. тяготеющие к романтизму. Среди них выделяется Никольская церковь (1873) в с.Васильевка Стерлибашевского р‑на (с 90‑х гг. 20 в. не существует), в к‑рой прослеживаются черты европ. готики. К образцам романтизма, заимствующего стилевые мотивы азиат. А., относятся Четвёртая (1908) и Пятая (1909) соборные мечети в Уфе.

Примерами культовых сооружений рационалистич. направления являются церкви: Никольская (кон. 19 – нач. 20 вв.) в с.Кага Белорецкого р‑на, Троицкая (1896) в с.Красный Яр и Дмитриевская (кон. 19 – нач. 20 вв.; ныне Серафима Саровского церковь) в с.Рус. Юрмаш Уфим. р‑на, Казанско-Богородская (1904) в с.Емашево Бирского р‑на.

Широкое развитие в Башкортостане получило дер. зодчество. Первоначально наиб. распространёнными типами дер. домов были т.н. 4‑стенки (4‑угольный дом) и дома со связью – два самостоятельных 4‑стенных сруба, установленных входами друг к другу и соединённых бревенчатыми сенями. В кон. 19 в. в обиходе появляются 5‑стенки, а также тип дер. дома с мезонином и тремя окнами на фасаде, варианты к‑рого сформировали осн. массу жилой застройки дорев. городов. В 30‑е гг. 20 в. распространяются дома с прирубом – 4‑стенок, имеющий пристройку (т.н. 3‑стенный прируб). Широко применяется богатое резное убранство, появляются пышно декорированные особняки и кр. сооружения, среди к‑рых Летний театр В.И.Видинеева (1894; снесён в 1991) и Крестовоздвиженская церковь, Успенская церковь (1901; с 1996 не существует) в с.Ярославка Дуванского р‑на.

В 20‑е гг. 20 в. стр‑во носило ограниченный характер. А. этого периода представлена в осн. зданиями в стиле конструктивизма. В сложных экон. и соц. условиях развитие конструктивизма, опиравшегося на стандарты высокоиндустриального общества, было непродолжительным. В стиле конструктивизма были построены Дом‑коммуна (1930‑е гг., арх. Г.Д.Вагин), жилой дом для сотрудников НКВД (1932, арх. Л.Малышев), здание Баш. геолого‑разведочного треста (1934, арх. В.Вайднер) в Уфе, малоэтажные жилые застройки кон. 20‑х – нач. 30‑х гг. в г.Черниковск (ныне микрор‑н Инорс Уфы) и рп Дёма (ныне в черте Уфы).

К этому периоду относится начало формирования вблизи Уфы нового пром. р‑на, включающего жилые здания (см. Черниковск); разрабатывается проект районной планировки “Большая Уфа" (1931—32, арх. М.Я.Гинзбург, М.Я.Барщ и др.).

В 30‑е гг. в А. Башкортостана осуществляется переход от конструктивизма к неоклассике. Переходный период, т.н. постконструктивизм, характеризуется преобладанием приёмов объёмно-пространственного решения, идущих от конструктивизма; декор.-пластич. решение основано на заимствовании, переработке, упрощении и схематизации элементов классич. ордерной системы. Постконструктивизм явился значит. вехой в истории совр. А. Башкортостана. До начала Великой Отечественной войны в Уфе в этом стиле были построены здания ДК Уфимского тепловозоремонтного завода (1931, инж.-арх. А.Г.Климухин; реконструирован в 1935, арх. В.М.Максимов), Дом связи (1934—35, арх. В.М.Маят), Дом специалистов, Дом старых большевиков (1937, арх. Н.Ю.Лермонтов, Л.Н.Пестряков), здания “Башсоюза" (1937, арх. Д.А.Коршунов) и НК лёгкой пром‑сти БАССР (1937, арх. Вагин, Б.Г.Калимуллин), гл. корпус Баш. мед. ин‑та (1937, арх. А.И.Филонов, Тардисян) и др.

В этот период начались реорганизация и укрепление проектного дела. В 1929 была создана первая гос. проектная организация – “Башгоспроект" (см. “Башкиргражданпроект"), в 1933 – проектно‑сметное бюро строит. отдела Ишимбаевского промысла им. С.М.Кирова (см. “Башнефтепроект"). В 1939 при Госплане БАССР был организован науч.-техн. совет для экспертизы смет и проектов в стр‑ве, управления отводом участков под размещение насел. пунктов и пром. пр‑тий. В респ. продолжалась работа по составлению новых и корректировке существующих ген. планов городов (см. Градостроительство). В 1935 в Башкортостане возникло проф. обществ. объединение архитекторов, строителей и гражд. инженеров (см. Союз архитекторов).

Во время Вел. Отеч. войны деятельность архитекторов респ. была связана преим. с размещением эвакуированных пр‑тий, проектированием их пром. территорий и рабочих посёлков. Руководство этой работой осуществлялось гл. арх. Уфы Д.И.Сметанниковым.

Атмосфера обществ. подъёма, связанная с победой в войне, воплотилась в пышности декор. убранства и подчёркнутой монументальности архит. форм гор. ансамблей. В Уфе примером законченного ансамбля, удачно объединившего застройку 30–50‑х гг. с сохранением отд. ист. зданий‑памятников, стали Советская площадь и комплекс застройки по ул.Первомайская (50‑е гг., арх. В.А.Голосов, М.Лысогорский и др.). В послевоенное десятилетие А. Уфы продолжала развиваться в русле неоклассики. В убранстве зданий наблюдается использование нац. декор.-орнаментальных традиций, начало чему было положено при стр‑ве здания Дворца социалистич. культуры (1937, арх. В.Д.Кокорин; Уфа), павильона БАССР на ВДНХ СССР (1939–40, арх. М.Ф.Оленев; Москва): гл. корпус БГУ (1951–57, арх. С.Г. и Б.Г. Калимуллины), центр. вход в сад им. С.Т.Аксакова (1955), жилой дом на ул.Достоевского (1957; оба – арх. С.Г.Калимуллин) и др. Наиб. значит. постройками в Уфе стали к/т “Победа" (1947) и “Родина" (1952; оба – арх. С.И.Якшин), здание “Башнефти" (1954, арх. А.С.Любарская, В.М.Любарский), Дворец культуры им. С.Орджоникидзе (1956, арх. Н.И.Шабаров), стадион им. Н.Гастелло (1955), Дворец детского творчества им. В.М.Комарова (1957, оба – арх. В.А.Кондрашков), Клуб строителей им. 20‑летия ВЛКСМ (1958, арх. В.Г.Кениг).

Реализация мн. крупных архит. проектов пришлась на период борьбы с украшательством, начатой сер. 50‑х гг. Проекты переделывались в направлении упрощения и схематизации декора, застройка улиц утрачивала индивидуальность, лишь отд. ансамбли были реализованы по ранее разработанным проектам, напр., застройка центра г.Октябрьский (1956–59, арх. В.Э.Нудельман, Любарская, М.П.Мазин, В.Г.Тадиашвили, Г.М.Гарипов, С.Е.Вахтангов). Отход от неоклассики, начавшийся во 2‑й пол. 50‑х гг. и повлёкший за собой застой в иск‑ве А. на протяжении двух десятилетий, сопровождался широкомасштабной программой стр‑ва экономичного жилья и реорганизацией строит. индустрии. Вёлся снос ист. застройки, по типовым проектам возводились жилые и обществ. здания, что приводило к почти полной утрате региональной специфики и нац. колорита городов. Это отчасти компенсировалось монументально‑декор. оформлением фасадов зданий (см. Монументальное искусство).

В послевоен. период активизируется работа по восстановлению и реорганизации санаториев, продолжается разработка проектов планировки пром. зон республики, пересматриваются ген. планы городов: Уфы (арх. Л.М.Берлинерблау, ген. план “Большая Уфа"), Стерлитамака (арх. Кашкадамова), Бирска (все – ин‑т “Ленгипрогор"); разрабатываются ген. планы новых городов: Салавата (арх. А.Ф.Козлов, Ф.И.Кирцидели, Т.В.Андреева; ин‑т “Ленгорстройпроект"), Нефтекамска (арх. Козлов, В.Г.Тадиашвили), Октябрьского (арх. Нудельман, И.Ф.Минкин, Мазин, Козлов; оба – ин‑т “Башнефтепроект"), Кумертау (ин‑т “Леншахтпроект"), Сибая, Учалов (оба –   Свердловский ин‑т “Унипроммедь"), Ишимбая (арх. Л.В.Хихлуха и др.); районных центров: Малояза, Зилаира, Мраково, Дюртюлей (арх. В.Г.Тадиашвили, Козлов), – в к‑рых решаются вопросы комплексной организации гор. инфраструктуры, благоустройства территорий и создания оптимальных условий труда и отдыха населения.

В сер. 60‑х гг. начался процесс переоценки типового стр‑ва, приведший к переработке типовых проектов, появлению серий более комфортабельного жилья, новых типов отделки. В Уфе застраивается проспект Октября (арх. В.Ефременко, Э.В.Павлова, В.М.Сухорослов, С.А.Фёдоров и др.), возводятся Уфимский цирк (1968, арх. Г.Наприенко), гостиница “Россия" (арх. Павлова, Ю.А.Пацков), Дворец спорта (арх. Мазин), универмаг “Уфа" (все – 1967) и к/т “Искра" (1970; оба – типовым проектам). Первым объектом, при стр‑ве к‑рого происходит отступление от типового проектирования, стал Дом актёра (1970, арх. Пацков, А.В.Семёнов). Среди др. построек 70–80‑х гг., знаменующих собой начало перехода к созданию совр. гор. среды, выделяются Дворец культуры и техники (1970, арх. Р.И.Кирайдт), комплексы зданий ВДНХ РБ (1972, арх. Мазин, О.В.Новиков, В.С.Фирсов), Уфим. училища искусств (1973, арх. Хихлуха, А.В.Печеркин; 1980‑е гг., арх. С.А.Голдобин), Городской дворец культуры (1978, типовой проект), Дворец культуры химиков (1970‑е гг., арх. К.Д.Курбатов, Я.А.Лившиц), ДК “Нефтяник" (арх. Мазин, Новиков, Фирсов, П.П.Петров), Русский драматический театр (арх. А.И.Печонкин, оба – 1981; все – Уфа). К этому периоду относится разработка гор. центров и площадей в Уфе (арх. Пацков, Кондрашков), Стерлитамаке (арх. Хихлуха, Г.А.Степанов) и др.; создание сети фонтанов в гор. скверах и на площадях. В нач. 70‑х гг. в респ. начинается подготовка специалистов в области А.

 

Во 2‑й пол. 80‑х – 1‑й пол. 90‑х гг. с учётом изменений в соц.‑экон. сфере обновляется планировочная документация городов, районных центров, кр. сел. насел. пунктов РБ. К наиб. значит. постройкам этого периода относятся здания Управления ФСБ РФ по РБ (1985, арх. Мазин, О.С.Тадиашвили, М.Р.Батырова, Ю.М.Еремеев), Музей Салавата Юлаева в с.Малояз Салаватского р‑на (1987, арх. А.В.Клемент), Дом Гос. Собрания — Курултая РБ (1990, арх. Батырова, Мазин), Сев. автовокзал в Уфе (1992, арх. Л.Е.Куницына), здание Государственного Собрания — Курултая РБ (1995, арх. Мазин). В Уфе осуществлена реконструкция БГТОиБ (1986, арх. Мазин, Пацков; 1994, Мазин), Баш. филармонии (1987, арх. Мазин, Пацков), здания Совета Федерации профсоюзов РБ (1986, арх. Кирайдт, Р.Р.Авсахов) и др.

Развитие А. кон. 20 – нач. 21 вв. характеризуется расширением типологии проектирования, увеличением работ по реконструкции и реставрации ист. зданий в городах. Новые тенденции в области стр‑ва жилья отличаются повышением качества стр‑ва и отделки, активной пластикой и выразит. силуэтом, большей комфортабельностью. Совр. тенденции в развитии А. нашли отражение в зданиях “Башпромбанка" (1996, арх. Л.Ш.Дубинский), Национального банка РБ (1995, А.С.Расулев), “Социнвестбанка" (1997, арх. М.О.Еси, В.Н.Соловьёв), мечети “Ляля‑Тюльпан" (1998, В.В.Давлятшин, Кирайдт). Наиб. значит. постройками этого периода в Уфе стали здания т‑ра “Нур" (2000, арх. П.М.Андреев, Г.Г.Богатырёва), Музея боевой славы (2000, арх. Д.А.Винкельман), Национального Молодёжного театра (2002, арх. К.А.Донгузов, Д.Ю.Мирсаяпов), Конгресс‑холла (2007, арх. Р.У.Муллагильдин, Киоказу Араи, Токио), спорт. комплекса “Уфа‑Арена"  (2008, И.Ф.Ибрагимов, Д.И.Мавродиев и др.). Проведена реставрация Дома‑музея С.Т.Аксакова (см. Аксаковский музей), Богородско‑Уфимской церкви, Димитрия Солунского церкви с воссозданием родового имения Аксаковых в с.Надеждино Белебеевского р‑на (все – 1991, арх. З.М.Хатмуллина). Осуществлена реконструкция БАТД (1999, арх. В.Л.Воскресенская), Гостиного двора (1‑ая очередь – 1999, арх. Голдобин, С.Б.Голдобина, А.В.Давыденко; 2‑ая очередь – 2001, арх. О.А.Байдин), комплекса Рождества Богородицы кафедрального собора (1992–2010, арх. Донгузов, Д.А.Павлов, Е.А.Фаворская).

Лит.: История Уфы: Краткий очерк. Уфа, 1981; Обыдённов М.Ф. Древняя архитектура Урала. Уфа, 1995; Обыдённов М.Ф., Корепанов К.И. Искусство Урала и Прикамья: эпоха камня и бронзы. Уфа, 1997.

К.А.Донгузов, Р.Исмагил, М.Ф.Обыдённов, З.М.Хатмуллина

Архитекторы

Виды искусства

Памятники архитектуры

Памятники истории и архитектуры

См. также

АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

СТИЛИ АРХИТЕКТУРНЫЕ

СОЮЗ АРХИТЕКТОРОВ

Текст на башкирском языке

 


Илл.: Кэшэнэ Турахана. 14 в. (Чишминский р‑н)

Мечеть в г.Давлеканово. Кон. 19 в. (минарет снесён в 30‑е гг. 20 в.)

Александро‑Невская часовня в г.Уфа. Кон. 19 в. (снесена в 20‑е гг. 20 в.). Арх. А.Семёнов

Летний театр В.И.Видинеева в г.Уфа. 1894 (снесён в 1991)

Деревянный дом купца Кузнецова в г.Стерлитамак. Нач. 20 в.

Здание земской управы в г.Белебей. 1912

Здание “Башпотребсоюза" в г.Уфа. 1937. Арх. Д.А.Коршунов

Жилые дома на пересечении ул. Первомайская и Ульяновых в г.Уфа. 1954

Гостиница “Россия" в г.Уфа. 1967. Арх. Э.В.Павлова, Ю.А.Пацков

Здание “Социнвестбанка" в г.Уфа. 1997. Арх. М.О.Еси, В.Н.Соловьёв

Башкирский академический театр драмы им. М.Гафури. 1965. Арх. Р.Бегунец. Реконструкция 1999, арх. В.Л.Воскресенская

Жилой дом на ул.Дорофеева в г.Уфа. 90‑е гг. 20 в. Арх. И.Ю.Кайбышева

Яндекс.Метрика