Материалы

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ, вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров, почты и грузов воздушным путём. Состоит из сети авиапр‑тий (с парком возд. судов), аэропортов, а также учреждений, организаций и пр‑тий, к‑рые занимаются подготовкой и переподготовкой кадров, производят техн. обслуживание и   ремонт авиац. техники.

В РБ представлен трансп. пр‑тиями гражд. авиации. Развитие В.т. в респ. началось в 20‑е гг. 20 в. с создания Баш. отделения Общества друзей возд. флота (ДОСААФ). В 1924 на средства трудящихся приобретён первый самолёт “Фарман-30”; между с.Глумилино и Вост. слободой был построен аэродром. В этот период полёты производились в осн. в агитационных целях и для перевозки почты (в 1924 было перевезено св. 500 экз. газет, писем и плакатов). В 1933 в Уфе организован отряд с.‑х. авиации (см. “Башкирские авиалинии”). В распоряжении авиаотряда находилось 4 самолёта, использовавшихся для обработки посевов в сельском хозяйстве и для перевозки почты. В том же году открылась первая возд. линия по маршруту Уфа—Стерлитамак—Мелеуз—Мраково—Баймак—Магнитогорск—Белорецк—Уфа протяжённостью более 730 км. К 1935 протяжённость местных возд. линий составляла 2175 км. Полёты совершались на 4 авиалиниях (в юж., сев., вост. и юго-вост. направлениях); через аэропорты г.Магнитогорск и рп Янаул проходили линии союзного значения. К нач. 40‑х гг. авиаотряд был оснащен самолётами типов Я-6, АП, П-5, Сталь-2, У-2, С-2. В годы Великой Отечественной войны деят‑сть авиаотряда не прекращалась, было перевезено ок. 5 тыс. пассажиров, св. 70 т почты и грузов, в т.ч. в прифронтовые районы. В 50‑е гг. В.т. в Башкортостане стал развиваться ускоренными темпами. Начали использоваться самолёты Ан-2, Як-12, Ли-2, вертолёты Ми-1, Ми-4.

В кон. 50‑х гг. В.т. связывал Уфу более чем с 60 городами, в т.ч. с гг. Белорецк, Нефтекамск, Октябрьский, Стерлитамак и Сибай; открылись рейсы в гг. Куйбышев, Минеральные Воды, Москва, Новосибирск, Свердловск, Сочи, Ташкент и др. В 1930—90‑е гг. были построены аэровокзалы в гг. Белорецк, Нефтекамск, Октябрьский, Сибай, в 1962 начал действовать новый аэропорт в Уфе. С нач. 60‑х гг. полёты на местных линиях совершались самолётами Ан‑24 с посадкой на грунтовых аэродромах. С кон. 60‑х гг. используются реактивные самолёты Ту‑124, Ту‑134, с сер. 70‑х гг. — Ту‑154. С кон. 80‑х гг. в РБ выполняются междунар. полёты. Отправка пассажиров, грузов и почты осуществляется ОАО «Международный аэропорт “Уфа”» (см. табл.); авиационно-хим., аварийные и поисково-спасательные работы, патрулирование нефте-, газо- и продуктопроводов — ЗАО «Авиационная компания “Уфимские авиалинии”», безопасность полётов обеспечивается ГУП “Башаэронавигация”.

Н.Г.Ризванов, В.Е.Текферд

Виды транспорта

АВИАЦИЯ

 

Работа воздушного транспорта

Показатели

1933

1955

1960

1970

1980

1990

2000

2010

2011

Перевезено грузов и почты, тыс.

0,012

1,262

5,9

15,2

31,8

19,4

2,7

Перевезено пассажиров, тыс. чел.

0,2

8,0

143,0

940,0

1425

1753

315

Отправлено из аэропорта:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    пассажиров, тыс. чел.

 

 

 

 

 

 

306

731

827

    грузов, т

 

 

 

 

 

 

1383

1334

1354

    почты, т

 

 

 

 

 

 

83

96

94

Авиахимические работы в сельском хозяйстве, тыс. га

0,007

131,0

158,0

651,0

708

562

148

44

40

 

Яндекс.Метрика