Материалы

АНИМИЗМ (от лат. аnima — душа, дух), вера в существование душ и духов, к‑рые управляют всеми предметами и явлениями матер. мира, включая и человека. А. отличается от аниматизма — представления о безличной одушевлённости всей природы и её отд. стихий. Если душа связывалась с каким‑либо отд. существом или предметом, то духу приписывалось самостоят. существование, широкая сфера деят‑сти и способность влиять на разл. предметы. Души и духи могли быть аморфными, фитоморфными, зооморфными, антропоморфными существами, однако они всегда наделялись сознанием, волей и др. человеч. св‑вами.

К древнейшему пласту анимист. верований башкир относились представления о духах-хозяевах предметов и явлений природы (эйя). Многие духи, в своем бол‑ве антропоморфные, не были привязаны к той или иной стихии. Почитание духов, жертвоприношения им считались обязательными, т.к. неуважительное отношение могло угрожать благополучию людей. Для защиты от вредоносного влияния злых духов (албасты, джинн, пярий) носили амулеты.

Высшей формой развития А. является вера в относительно самостоят. существование души. По представлениям башкир, душа человека — ян (“йән") — была способна покинуть тело как временно (сон, болезнь, обморок и т.д.), так и навсегда (смерть), поэтому запрещалось резко будить спящего из опасения, что душа не успеет войти в тело, и человек умрёт. Возможно, башкиры верили в существование неск. душ, о чём свидетельствует сохранившийся обряд “Өс йән имләү" — “Заговаривание трёх душ". Представления о духах и душах умерших людей породили предков культ. Дальнейшее развитие анимист. верований привело к признанию существования души как двойника, оживляющего и одухотворяющего конкретного человека. Душа стала осмысливаться как духовная субстанция — “ҡот" (с ней связан обряд кот койоу). Посмертную субстанцию души — “рух" — представляли в образе бабочки, птицы, зверя и т.д.

Вера в способность души перевоплощаться в ж‑ных лежит в основе их почитания и тотемист. культов (тотемизм). Смешение доисламских представлений о душе с мусульм. наиб. ярко отразилось в погребальных обрядах башкир (поминальные жертвоприношения, трапезы на 3‑й, 7‑й и 40‑й день, в годовщину смерти как периодическое кормление души, совершающей свой загробный путь и т.д.).

Лит.: Сулейманова М.Н. Пережитки шаманства башкир //Этнологические исследования в Башкортостане. Уфа, 1994; Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.

М.Н.Сулейманова


АМУЛЕТ

ПРЕДКОВ КУЛЬТ

ЭЙЯ

ЯН, душа человека

См. также

ВЕРОВАНИЯ ДОИСЛАМСКИЕ

Текст на башкирском языке

 

Яндекс.Метрика