Материалы

АЛЛАХ (предполож., от араб. ал‑илах — божество), имя Бога в исламе. А. — единый и единственный Бог, создатель всего сущего (неба, земли, людей, ангелов, демонов, р‑ний, ж‑ных). Согласно мусульманским представлениям, ему подчинено и повинуется всё в мире; он властвует надо всем и опекает свои творения. С наступлением Судного дня А. отправит грешников в ад (йәһәннәм, тамуҡ), праведников — в рай (йәннәт, ожмах). Происхождение имени А. восходит к доисламским верованиям арабов (в осн. племени курейш), к‑рые поклонялись божеству Аллах. Сущность и св‑ва А. выражены в 99 его именах: Аллах (Аллаһы тәғәлә) — Всевышний Бог, Ар‑Рахман (Рахман) — Милостивый, Ар‑Рахим (Рәхим) — Милосердный, Аль‑Малик (Мәлик) — Владетель и т.д. Со слов “Бисми-лляхи-р-рахмани-р-рахим" (“Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного") начинаются почти все суры Корана, они произносятся мусульманами во время молитвы и перед началом благих дел. Числу имён А. соответствует кол‑во бусин чёток (тәсбих), предназнач. для счёта прочитанных молитв, обрядовых действий и славословий Всевышнему. Его именам придаётся магич. сила, они входят в состав мн. мусульм. имён (Абд ар‑Рахман, Абд ас‑Самад и др.), их используют в бетеу. Считается, что А. сделал лучших из людей своими пророками, а лучших из них — посланниками, к‑рым ниспослал откровение; первым был Адам, последним — Мухаммад. В Коране говорится о том, что у А. не может быть никаких “сотоварищей": “Он — Аллах — един, Аллах, вечный; не родил и не был рождён, и не был Ему равным ни один" (сура 112). А. невозможно представить в каком-либо облике, хотя в нек‑рых аятах о нём говорится как о существе, имеющем руки, лицо, глаза, совершающем действия подобно человеку (сидит на троне и т.д.). Гл. местом поклонения А. является Кааба в г.Мекка. Башкиры долгое время отождествляли А. с древнетюрк. богом Тенгри.

 

ИСЛАМ

Текст на башкирском языке

Яндекс.Метрика