Материалы

БАШКИРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Б.л. развивалась на основе баш. фольклора, опираясь на традиции древнетюркской литературы и восточной литературы. Самые ранние письм. памятники баш. словесности относятся к булг. эпохе (см. Волжская Булгария). Многообразные и устойчивые связи и взаимодействия разл. этнич. групп, терр. и языковая близость тюркояз. народов Урало-Поволжья в период Волжской Булгарии привели к образованию единой, так называемой др.-булг., лит‑ры на языке тюрки. Лит‑ра этого периода не была узконациональной, она создавалась усилиями булгар и др. тюркояз. народов, входивших в состав Волжской Булгарии. Истории известны имена булг. писателей Бурханетдина Ибрагима аль-Булгари, Хамида ибн Идриса и др. Традиции ист.-лит. произв. Якуба ибн Нугмана “Таварихи Булгария” (“История Булгарии”) были продолжены в 19 в. в одноим. сочинениях баш. писателей Г.Сокроя и Т.Ялсыгула.

Классич. образцом лит‑ры булгарского периода является произв. Кул Гали “Кисса‑и Йусуф” (13 в.), являющееся общим достоянием башкир и татар. В булг. период продолжается традиция поэтич. надгробных надписей, ведущая начало от орхоно-енисейских памятников (см. Хусейнбека кэшэнэ). Эпитафии дают представление о своеобразии лит‑ры и особенностях языка того или иного периода. Их отд. поэтич. клише позднее превратились в элемент традиционного начала баш. шежере, ист. записок, баитов.

Лит‑ра Урало-Поволжья вплоть до 19 в. была рукописной и преим. анонимной. Сочинитель или просто не указывал своего имени, или в результате многократного переписывания авторство утрачивалось, и произв. превращалось в народное. Тексты имеют обычно несколько вариантов и редакций; изображаемые события и действующие лица в произв. часто носят условный, абстрагированный характер. В ср. века из араб., перс., инд. лит‑р в тюркояз. лит‑ру Урало-Поволжья проникали сюжеты мн. произв. (“Анекдоты Ходжи Насретдина”, “Калила и Димна”, “Сорок везиров” и др.) и возникали их регион. версии (“Аль-кисса Бузъегет”, “Бахтиярнаме” и др.).

Со 2‑й пол. 13 в. начинается кипчакский период развития Б.л. (см. Кипчаки, Золотая Орда). Лит‑ра этого времени как система носила региональный характер. Так, “Гулистан бит-тюрки” С.Сараи, “Жумжума-Султан” Хусема Катиба, “Мухаббатнаме” Хорезми, “Хосров вэ Ширин” Кутба и др. произв., созданные в этот период и имеющие единый лит. язык и худ. систему, стали общими памятниками башкир, казахов, татар, узбеков и др. тюркояз. народов. В ср.-вековой Б.л. преобладали традиц. для вост. лит‑ры жанры: газель, дастан, касыда, кисса, хикаят. Дастан Махмуда Гали “Нахджель-фарадис” и др. произв. религ.-дидактич. содержания способствовали развитию прозаич. жанров. Кисса и дастаны “Али-батыр”, “Кисекбаш китабы”, “Кисса-и Сакам”, “Кисса-и Фаттахетдин” составили основу агиографич. лит‑ры.

Лучшие образцы суфийской поэзии (см. Суфизм) – произв. ср.-азиат. поэтов А.Ясави, Бакыргани, Челеби, Аллаяр-суфия и др. – способствовали развитию эпич. традиций, окончат. становлению нек‑рых популярных жанров, оформлению и закреплению стилевого своеобразия Б.л. Суфийские мотивы в 15–17 вв. нашли яркое воплощение в тв‑ве поэтов Умми Камала, Мавли Кулуя и др., в 18–19 вв. – Г.Усмана, Ш.Заки, А.Каргалы, М.Кутуша-Кыпсаки, Х.С.Салихова, Г.Сокроя, Т.Ялсыгула и др.

В эпоху Золотой Орды многие тюрк. учёные и писатели были вынуждены покинуть родину и продолжить деят‑сть в др. странах. Сохранились сведения о баш. поэтах Санджаре Гильметдине аль-Башкорди и Насретдине ан-Насыри, живших в Египте.

Тюркояз. лит‑ра, бытовавшая в Приуралье и Поволжье в 11–16 вв., не имела строгих нац. границ. Внутри регион. системы дифференциация баш. нац. лит‑ры начинается с 16 в.: появляются элементы присущей только баш. словесности нац. тематики, устанавливается тесная связь с фольклором. Интенсивно развивается промежуточный между лит‑рой и фольклором вид творчества – изустная литература.

Присоединение Башкортостана к России явилось переломным моментом в развитии духовной культуры башкир. Усилилась консолидация народа, открылась широкая перспектива тесной связи и творч. взаимодействия с прогрессивной рус. культурой. В Б.л. наряду с общими регион. признаками появляется нац. и терр.-геогр. тематика, связанная с Уралом, с жизнью и бытом башкир, возникают новые жанры, поэтич. формы, присущие лишь баш. поэзии. Среди рукописных произв. особое место занимают шежере, в к‑рых хроника рода, генеалогия тесно переплетаются с изложением ист. событий, преданиями и легендами. В жанре дастан написаны “Айле ырыуы шежерехе”, “Карагай-кыпсак ырыуы шежерехе”, “Усерган ырыуы шежерехе”, “Юрматы ырыуы шежерехе”; в жанре таварих – “Чингизнаме”.

Башкирские восстания 17–18 вв. активизировали нар. публицистику и дем. направление в лит‑ре. Самое значит. произв., отражающее соц.-полит. обстановку и раскрывающее причины, приведшие к восст., – письмо Батырши императрице Елизавете Петровне (см. “Батыршанын батшага хаты”). Значимым для Б.л. периода Крестьянской войны 1773–75 является тв‑во Салавата Юлаева, воплотившее в себе лучшие традиции устной и письм. баш. поэзии. Открытие в 17–18 вв. медресе в Башкортостане, преподавание в них арабского и персидского языков способствовали укреплению связей с вост. лит‑рой. Усиливается влияние тв‑ва Навои, Низами, Саади, Фирдоуси, Хафиза; развиваются жанры газель, маснави, хикмет и др. В поэзии преобладает канонизированный стих аруз. В 1812 в Казани была издана кн.“Куз-Курпяч, башкирская повесть, писанная на башкирском языке одним курайчем и переведённая на российский в долинах гор Рифейских, 1809 года”, записанная Т.С.Беляевым. Предполож., им записан и другой памятник баш. словесности – “Алдар менэн Зухра”.

В 19 в. развитию лит‑ры в духе нового времени способствовала деят‑сть реформаторов А.А.Диваева, Х.Жданова, З.Х.Расулева и др. Во 2‑й пол. 19 в. развивается просветительская литература. В её зарождении и становлении значит. роль сыграли преподаватели Неплюевского кадетского корпуса М.М.Биксурин, М.И.Иванов, С.Б.Кукляшев, к‑рые в своей творч. и науч.-пед. деят‑сти ориентировались на прогрессивную рус. культуру и просвещение. Многие баш. писатели-просветители получили образование в рус. уч. заведениях или новометодных медресе. Крупными представителями просветит. движения в Башкортостане стали Акмулла и М.И.Уметбаев. Обращаясь в своих произв. к соц. тематике, поэты-просветители видели решение противоречий общества в распространении знаний, возлагали надежды на образованных людей. В кон. 19 в. начинается формирование баш. драматургии, обозначаются её жанровые формы и структурные особенности. В Б.л. последней четв. 19 в. постепенно укрепляются черты просветит. реализма. Значит. эволюцию претерпевает проза. Под влиянием рус. и зап. лит. традиций начинают развиваться такие жанры, как повесть, рассказ. Наряду с кн. “Кисса‑и Джамшид” (1889), “Кисса‑и хикмет” (1897) Ш.Кашафетдина и сб. хикаятов “Белек” (1872, сост. В.В.Радлов), написанными в традиц. вост. жанрах, появляются реалистич. произв. – повести “Сәлимә, йәки Ғиффәт” (1899; “Салима, или Целомудрие”) и “Әсмә, йәки Ғәмәл вә яза” (1903; “Асма, или Проступок и наказание”) Р.Ф.Фахретдинова, рассказы и повести З.Хади.

В нач. 20 в. в Б.л. начинает формироваться метод критич. реализма. Всё более очевидной становится непрочность соц. устоев; не только судьба личности, но и судьба целого общества осознаётся как острая проблема, требующая худ. исследования. На страницах газ.“Урал” и сатирич. ж. “Карчыга”, “Чукеч” печатаются рев. стих. и публицистич. произведения. В этот период активно работают Ш.Бабич, Ф.Валиев, М.Гафури, Г.Гумерский, А.С.Исянбердин, Б.Г.Мирзанов, Г.Х.Ниязбаев, Г.Рафики, Х.Сагди, Инан Абдулкадыр, А.З.Тангатаров, Ф.К.Туйкин, Я.Г.Юмаев, С.С.Якшигулов. В своих произв. они обращаются к ист. прошлому баш. народа, задумываясь о его бедств. положении, призывают народ к активной борьбе за свои права.

После Октябрьской революции в Б.л. выдвинулось два идейно-худ. направления: национально-патриотическое, отстаивающее идеи баш. автономии, самостоят. развития нац. культуры и лит‑ры (Ш.Бабич, Х.Г.Габитов, Инан Абдулкадыр и др.), и революционно-демократическое, разделяющее взгляды большевиков (С.Кудаш, А.М.Тагиров, Ш.А.Худайбердин, Д.Юлтый и др.). В эти годы действует молодёжная лит. орг‑ция нац.-патриотич. направления “Тулкын” во главе с Ш.Бабичем, распавшаяся в 1920 после разгона Башкирского правительства.

В период Гражданской войны лит. силы объединились вокруг большевистских газ. “Башкортостан хэбэрдэре”, “Кызыл курай”, “Ҡыҙыл юл” (“Красный путь”), “Кызыл батыр” и др., к‑рые публиковали произв. М.Гафури, Тагирова, Д.Юлтыя, молодых поэтов Г.Гумера, Б.Ишемгула, Ярлы Карима, Шамуна Фидаи и др. В их произв. преобладали рев. пафос, мотивы стр‑ва новой жизни, героич. тематика. Получили распространение такие жанры, как басня, памфлет, песня, поэтич. обращения, стихи-агитки, эпиграммы. В прозе получили развитие малые жанры: зарисовки, нэсеры, очерки, рассказы, носившие большей частью публицистич. характер.

Становление драматургии было связано с созданием в кон. 1919 Башкирского театра драмы. Его репертуар включал пьесы М.А.Бурангулова, Х.К.Ибрагимова, Ниязбаева, Д.Юлтыя. Особую популярность завоевали драма “Ҡарағол” (1920; “Карагул”) Д.Юлтыя, комедия “Башмагым” Ибрагимова. Соц. перемены в жизни страны, мысли и чувства пролетарских масс нашли отражение в кн. “Ҡомартҡыларым” (1924; “Мои памятки”) Д.Юлтыя, “Ҡыҙыл тәлгәштәр” (1925; “Красные гроздья”) М.Гафури, “Эш сыуағы” (1926; “Радость труда”) Т.Янаби, “Һабан йырҙары” (1926; “Песни плуга”) С.Кудаша. Стали издаваться лит. ж. “Белем”, “Яңы юл” (1923; “Новый путь”), “Яңылыҡ” (1927; “Новость”), “Сәсән” (1927; “Сэсэн”), “Октябрь” (см. “Агидель”), где печатались произв. С.Агиша, Г.Амантая, Б.Валида, А.Карная, Г.Хайри. Развитие и формирование Б.л. в 20‑е гг. проходило в острой идейно-эстетич. борьбе. Возникали разл. творч. направления, стили: абстрактность и риторичность в поэзии, натурализм в прозе, экспрессионизм и конструктивизм в драматургии. Выходят в свет повести “Ҡара йөҙҙәр” (1926; в рус пер. “Опозоренные”, 1939; в последующих изд. “Черноликие”), “Тормош баҫҡыстары” (1928; “Ступени жизни”) М.Гафури; “Беренсе көндәр” (1929; “Первые дни”), “Ташҡын даръя тармағында” (1928; “На поворотах бурной реки”) Тагирова, изображающие тяжёлое прошлое баш. народа и его борьбу за светлое будущее. В романтическом ключе созданы рассказы, нэсеры, повести И.Насыри “Гөлдәр” (1927; “Гульдар”), “Һөжүм” (1930; “Нападение”) и др. Роман “Боролош” (1925–1928, опубл. в 1967; в рус. пер. “Поворот”, 1976) Г.Хайри охватывает период от Первой мировой войны до сер. 20‑х гг. и повествует о коренных соц. изменениях в жизни баш. народа. На сцене Баш. т‑ра драмы ставятся новые пьесы: “Ҡыҙыл йондоҙ” (1926; “Красная звезда”) М.Гафури, “Күсеү осоронда” (1926; “В переходный период”) Тагирова, “Тирмәндә” (1926; “На мельнице”) Д.Юлтыя. Возникают первые писат. орг‑ции. В 1923 в Уфе было создано объединение поэтов Башкортостана. При Бюро журналистов республики работала творч. секция писателей. В 1928 эти две орг‑ции объединились в Башкирскую ассоциацию пролетарских писателей. В 1934 на базе БАПП был создан Союз писателей БАССР.

1‑я пол. 30‑х гг. стала периодом подъёма Б.л. В эти годы интенсивно развиваются жанры поэзии, прозы, драматургии. Плодотворно продолжают работать литераторы, заявившие о себе ещё в 20‑е гг.: М.Гафури, Г.А.Давлетшин, Б.Ишемгул, С.Кудаш, Тагиров, Г.Хайри, Д.Юлтый, Т.Янаби. В лит‑ру приходит новое поколение мастеров слова: Х.Л.Давлетшина, К.Даян, М.Карим, С.Кулибай, К.Мэргэн, М.Харис. Однако в условиях укрепления тоталитарного режима писатели были лишены свободы тв‑ва, права на собств. мнение. В директивном порядке насаждался социалистический реализм. Классовая борьба, воспевание новой жизни, прославление партии и её вождей легли в основу многих произведений. Осн. тематика поэзии этого времени – соц. переустройство жизни: “Тракторсы Айһылыу” (1933; “Трактористка Айхылу”) Б.Ишемгула, “Ишембай” (1934; “Ишимбай”) Г.Гумера, “Өс йыр” (1935; “Три песни”) Г.Саляма, “Ер” (1936; “Земля”) Б.Бикбая, “Йәмле Ағиҙел буйҙары” (1939; “Прекрасные долины Агидели”) Р.Нигмати, “Ауыл” (1940; “Деревня”) Х.Карима и др. Драматурги, изображая победу нового над старым, увязывают её с борьбой за духовно-нравств. совершенствование людей: драмы “Һаҡмар” (1932; “Хакмар”), “Дуҫлыҡ һәм мөхәббәт” (1939; “Дружба и любовь”), “Ялан ҡыҙы” (1939; “Дочь степи”) С.М.Мифтахова; пьесы Тагирова, Н.К.Карипова и др. В прозе интенсивно развивается роман. Действие романов 30‑х гг. разворачивается в период Первой мировой войныи Гражд. войны. Гл. принцип формирования образов – изображение с позиций классовости, коммунистич. партийности при подчёркнутой “жизненности”, а нередко и документальности образа. Романы “Һалдаттар” (1933; в рус. пер. “Солдаты”, 1934), “Красногвардейцы” (1935; на баш. яз. “Ҡыҙылгвардеецтар”, 1936), “Красноармейцы” (1937; на баш. яз. “Ҡыҙылармеецтар”, 1962) Тагирова; “Ҡан” (1934; в рус. пер. “Кровь”, 1934) Д.Юлтыя; “Күҙәй” (1936; в рус. пер. “Кудей”, 1965) И.Насыри характеризуются эпич. масштабностью сюжета и отображением динамики развития характеров. В произв. ярко вырисовывается образ героя времени, борца за соц. справедливость. Однако выдвижение на первый план лишь соц.-классовых акцентов обедняло худ. образы, вытесняло особенное, национальное, приводило к усилению тенденции вульгарного социологизма, односторонности в отражении реальной действительности.

Кон. 30‑х – 40‑е гг. стали в Б.л., как и в целом в обществе, периодом утрат. В 1937–38 мн. писатели (Г.Амантай, Давлетшин, Б.Ишемгул, И.Насыри, Тагиров, Д.Юлтый, Т.Янаби и др.) подверглись политическим репрессиям. С первых же дней Великой Отечественной войны мн. писатели ушли на фронт. Смертью храбрых пали М.Г.Абдуллин, Карипов, А.Карнай, Х.Кунакбай, Мифтахов, Б.Мукамай, М.Хай, М.Харис и др. Война в корне изменила тематику произведений. Героизм солдат на фронте, самоотверж. труд в тылу, любовь к Родине – осн. темы лит‑ры тех лет. Проза воен. лет представлена малыми и ср. жанровыми формами: рассказом, очерком, новеллой. Центральным становится образ сражающегося народа: “Атлы Илмырҙа” (“Всадник Ильмурза”) С.Агиша; “Байғужа Сәйетғәлин” (“Байгужа Саитгалин”) К.Даяна; “Политрук Лавров”, “Настя” Б.Дима; “Ил саҡыра” (“Родина зовёт”), “Мөхәббәткә үлем юҡ” (“Любовь бессмертна”), “Сержант Галин” Х.Карима; “Фашист – кеше түгел” (“Фашист – не человек”), “Дошманға бирелмәҫкә” (“Не сдаваться врагу”; все – 1942), “Зөбәй Үтәғолов” (1943; “Зубай Утягулов”) Д.Г.Киекбаева; “Һалдат” (1944; “Солдат”) А.Чаныша. Очерки и рассказы о войне объединялись в циклы и сб‑ки: “Дон далаларында” (1942; в рус. пер. “В степях Дона”, 1942) С.Кудаша; “Фронтҡа” (1943; “На фронт”) С.Агиша; “Башҡорттар” (1943; “Башкиры”), “Егеттәр” (1944; “Джигиты”) К.Мэргэна. Популярной становится форма стих. посланий: коллективная поэма “Фронттағы башҡорт егеттәренә башҡорт халҡынан хат” (1943; “Письмо башкирского народа к башкирским джигитам-фронтовикам”); поэмы “Үлтер, улым, фашисты!” (1942; “Убей, сын мой, фашиста!”), “Һинең кәләшеңдең хаттары” (1943; “Письма твоей невесты”) Р.Нигмати, стих. “Башҡорт халҡына яуап хат” (1943; “Ответное письмо башкирскому народу”) М.Карима и др. Драматургия этого периода продолжила традиции 20–30‑х гг. как в изображении героич. прошлого народа в пьесах “Ҡаһым түрә” (1942; “Кахым-туря”) Б.Бикбая, “Иҙеүкәй менән Мораҙым” (1943; “Идукай и Мурадым”) Бурангулова, так и в отображении современности – “Урман шаулай” (1942; “Лес шумит”) Р.Нигмати, “Бер туғандар” (1944; “Дети одной семьи”) Б.Бикбая, “Яу” (1944; “Битва”) К.Мэргэна и В.С.Кедрова и др.

В 50‑е гг. начинается новый этап развития баш. лит‑ры. Ряды писателей пополняют фронтовики И.А.Абдуллин, Ш.Биккул, А.Г.Бикчентаев, М.Гали, Х.Гиляжев, Д.Исламов, Я.Кулмый, Н.Наджми, Г.З.Рамазанов. Они приносят в лит‑ру не только опалённые войной строки, но и новое мировоззрение. Лирич. герой неизмеримо вырос, он испытывает великое патриотич. чувство и одновр. ощущает свою ответственность перед всем человечеством. В эти годы в лит‑ре появляется целая плеяда молодых поэтов: Р.Я.Гарипов, А.Игебаев, М.Н.Каримов, Р.А.Сафин и др. Развитие пром‑сти в респ. способствовало созданию произв. о рабочем классе. На сцене БАТД ставятся пьесы “Сәғиҙә” (1948; “Сагида”) Бикчентаева и Р.Х.Хайруллина, “Тәрән һулыш” (1949; “Глубокое дыхание”) И.А.Абдуллина, “Ҡала иртәһе” (1950; “Утро города”) К.Мэргэна. Эта тема раскрывается в романах “Нарыштау итәгендә” (1950; в рус. пер. “На склонах Нарыштау”, 1954) К.Мэргэна, “Ҡарасәй юлы” (1954; в рус. пер. “Лебеди остаются на Урале”, 1956) Бикчентаева, “Аҡселән ташҡанда” (1955; “Когда разливается Акселян”) Б.Бикбая. Появляются произв., в к‑рых предпринимается попытка осмысления событий рев. и послерев. времени: романы “Нигеҙ” (1951; в рус. пер. “Фундамент”, 1952) С.Агиша о драм. судьбе человека земли; “Беренсе аҙымдар” (1952; в рус. пер. “Первые шаги”, 1975) А.Вали о первом поколении послерев. баш. интеллигенции. Повести “Ҡыҙҙар” (1954; в рус. пер. “Девушки”, 1957) Д.Исламова; “Тулҡын өҫтөндәге ҡала” (1954; в рус. пер. “Городок на волнах”, 1955) Г.Гумера; пьесы “Туй дауам итә” (1947; “Свадьба продолжается”) М.Карима, “Беҙ айырылышмабыҙ” (1949; “Мы не расстанемся”), “Бажалар” (1954; “Свояки”) И.А.Абдуллина, “Яҙғы йыр” (1961; “Весенняя песня”) Н.Наджми рисуют послевоен. действительность с оптимистич. позиций. Значит. явлением в Б.л. стал выход в свет романа “Ырғыҙ” (1957; в рус. пер. “Иргиз”, 1961) Давлетшиной, написанного в трудных условиях преследований и гонений.

Новым этапом в развитии Б.л. в 60‑е гг. стало издание первой в Б.л. трилогии “Яҡтыға” (1959–70; “К свету”) З.А.Биишевой, создавшей выразит. картины жизни баш. народа на переломе эпох и образ женщины нового мира. Переосмысление явлений действительности наблюдается в этот период в тв‑ве М.Карима. В драмах “Яңғыҙ ҡайын” (1950; “Одинокая берёза”) и “Йырланмаған йыр” (1961; “Неспетая песня”) автор поднимает актуальные обществ. проблемы и связанные с ними вопросы нравств. деградации личности. Стремление к углублению психол. анализа, внимание к проблемам нравственности отображены в произв. “Йомарт ер” (1959; “Щедрая земля”) Д.Исламова, “Погонһыҙ һалдаттар” (1965; в рус. пер. “Солдаты без погон”, 1969) Х.Гиляжева, “Зәңгәр сатыр” (1976; “Голубой шатёр”) Ш.М.Янбаева, “Алтынбикә” (1960; “Алтынбика”) и “Аҡҡошом минең” (1964; “Лебёдушка моя”) Ф.А.Исангулова, “Ауылым юлы” (1963; в рус. пер. “Дорога моей деревни”, 1982) и “Ер биҙәге” (1967; “Краса земли”) Н.С.Мусина, “Кейәү” (1968; “Зять”) и “Пароход тауыштары” (1976; “Гудки пароходов”) Р.Г.Низамова, “Таң нурҙары” (1971; “Лучи зари”) З.А.Султанова, “Гөлбикә” (1973; “Гульбика”) и “Йәйғор” (1973; “Радуга”) А.Хакима, “Ҡалды уттары ғына” (1981; “Остались лишь огни”) Ф.А.Асянова; а также в тв‑ве Н.Гаитбая, Т.Х.Гариповой, С.Н.Шарипова, М.Ямалетдина и др. Популярным становится жанр очерка, что приводит к созданию очерковых романов: “Май ямғыры” (1958; в рус. пер. “Майский дождь”, 1960), “Гөлйемеш сәскәһе” (1963; “Цветок шиповника”) А.Вали; “Ожмах вәғәҙә итмәйем” (1963; в рус. пер. “Я не сулю тебе рая”, 1965) Бикчентаева; “Өҙәрем юл кешеләре” (1970; в рус. пер. “Люди дальних дорог”, 1977) Мусина; “Бөркөттәр оя ташламай” (1972; в рус. пер. “Орлы не покидают гнёзд”, 1975) Я.Н.Валеева; “Сынығыу йылдары” (1972; в рус. пер. “Годы возмужания”, 1979) А.А.Байрамова; “Һабантуй” (1980; “Сабантуй”) Т.Б.Сагитова; “Беүә буйҡайҙары һары тал” (1987; “Ивы на реке Буй”) Янбаева.

В лит‑ре 60–80‑х гг. наряду с традиц. темами отражаются и проблемы экологии, достижения науки и техники. Обогащается круг героев, при этом наиб. ярко проявилась ориентация на общественно активного героя, на углубл. раскрытие характера современника. Разнообразными становятся жанровые формы. В 1970 опубликован первый в Б.л. сатирич. роман “Дан туртаһы” (в рус. пер. “Пузыри славы”, 1975) А.Ш.Гирфанова. Пьеса “Ай тотолган тондэ” М.Карима явилась первой баш. трагедией. Вместе с трагедиями “Салауат. Өн аралаш ете төш” (1971; в рус. пер. “Салават. Семь сновидений сквозь явь”, 1983) и “Ташлама утты, Прометей!” (1975; в рус. пер. “Не бросай огонь, Прометей!”, 1979) она образовала своеобразную трилогию, объедин. стремлением выявить смысл человеч. бытия. Глубиной психологического анализа отличаются драмы “Рәйсә” (1957; “Райса”), “Ҡыҙыл паша” (1982; в рус. пер. “Красный паша”, 1987) Н.Асанбаева; “Әсәйемдең сал сәстәре” (1960; в рус. пер. “Седые волосы моей матери”, 1967), “Әсәләр көтәләр улдарын” (1975; “Матери ждут сыновей”) А.М.Мирзагитова; “Йөрәк менән шаярмайҙар” (1962; “С сердцем не шутят”), “Тиле йәшлек” (1972; в рус. пер. “Озорная молодость”, 1972) И.А.Абдуллина; “Йәнбикә” (1973; “Янбика”) Сафина; “Ун өсөнсө председатель” (1979; в рус. пер. “Тринадцатый председатель”, 1981) А.Х.Абдуллина.

Новое мироощущение внесли в лит‑ру 1970‑х гг. произв. С.Алибая, К.Аралбая, Асылгужи, В.И.Ахмадиева, А.Ахмет-Хужи, Р.Т.Бикбаева, Ф.М.Булякова, М.Х.Идельбаева, Р.Камала, Т.А.Кильмухаметова, И.Л.Киньябулатова, Р.Ф.Мифтахова, Х.Назара, Р.С.Назарова, Б.Нугуманова, Р.Туйгуна, Р.Шакура, Т.Ю.Юсупова и др. Тонким лиризмом проникнуто тв‑во поэтесс Т.Ганиевой, Т.Карамыш, К.К.Киньябулатовой, Ф.А.Рахимгуловой, А.А.Тагировой, Ф.Х.Тугузбаевой, Р.М.Хисаметдиновой, Г.Юнусовой, А.Ш.Ягафаровой.

Развитие прозы ознаменовалось появлением фундам. произв., воссоздающих жизнь баш. народа в годы Окт. рев‑ции. Появление романов “Бөртөкләп йыйыла алтын” (1966; в рус. пер. “Золото собирается крупицами”, 1970), “Аҡман-тоҡман” (1971; в рус. пер. “Акман-токман”, 1973), “Йәшенле йәй” (1975; в рус. пер. “Грозовое лето”, 1976) Я.Х.Хамматова; “Арыш башағы” (1970; в рус. пер. “Ржаной колос”, 1972), “Ир-егеткәй менән ат башы” (1973; в рус. пер. “Верный конь и добрый молодец”, 1977), “Һәйкәлдәр тереләр өсөн” (1975; в рус. пер. “Памятники для живых”, 1985) Исангулова ознаменовало укрепление в Б.л. формы трилогии. Появляются ист.-биогр. романы “Бәхтизин” (1974; в рус. пер. “Бахтизин”, 1982) В.М.Исхакова, “Кинйә” (в 3 кн., 1977–2009; в рус. пер. “Кинзя”, 1982–1988) Гали Г.Ибрагимова, “Әле йәшәйбеҙ икән” (1977; в рус. пер. “Мы ещё поживём!”, 1981) Ш.Биккула, “Тыуған көн” (1978; в рус. пер. “День рождения”, 1979) Хамматова, “Саңҡ-саңҡ итә Ирәндек бөркөтө” (1976; в рус. пер. “Клёкот беркута”, 1978) А.Чаныша, “Ҡош Юлынан барам” (1983; в рус. пер. “Иду по Млечному пути”, 1987) И.А.Абдуллина. Воен. тематику развивают сб‑ки повестей и рассказов “Беҙ диңгеҙгә китәбеҙ” (1973; “Мы уходим в море”), “Аҡсарлаҡтар һыуға төшә” (1975; “Чайки опускаются на воду”) А.С.Гареева и “Шоңҡар юлы” (1975; “Путь сокола”), “Һауаларҙа йондоҙ” (1977; “Звёзды на небосклоне”) А.Ш.Магазова. Наблюдается процесс возврата нац. и вост. традиций, стремление к переосмыслению поэтики фольклора. Таковы драмы “Тылсымлы ҡурай” (1957; в рус. пер. “Волшебный курай”, 1978) и “Зөлхизә” (1981; “Зульхиза”) Биишевой; поэмы “Йылмайыу” (1960; “Улыбка”), “Сер” (1961; “Тайна”) и повесть “Оҙон-оҙаҡ бала саҡ” (1976; в рус. пер. “Долгое-долгое детство”, 1977) М.Карима, в к‑рых отразился качественно новый принцип синтеза разл. стилей.

В 80‑е гг. в Б.л. происходит активное развитие всех жанров. Изданы десятки сб‑ков рассказов: “Шишмә” (1980; “Родник”) М.С.Буракаевой, “Монар” (1980; “Марево”) Р.Б.Габдрахманова, “Яҡты күңел” (1981; “Светлая душа”) А.Х.Вахитова, “Бикле хазина” (1982; “Сокрытый клад”) Р.Н.Баимова, “Яҙмышҡа үҙең хужа” (1982; “Ты сам судьбе хозяин”) М.Т.Гилязева, “Иң ауыр фән” (1983; “Самая трудная наука”) Р.Ф.Байбулатова, “Беҙҙең дуҫ” (1984; “Наш друг”) Р.Г.Султангареева, “Йәшәреү сере” (1984; “Секрет молодости”) Гирфанова, “Батырлыҡ дәресе” (1984; “Урок мужества”) Р.З.Низамова, “Ҡатынға бүләк” (1985; “Подарок жене”) Р.Н.Ханнанова, “Бер йотом һыу” (1986; “Глоток воды”) А.Чаныша, “Ҡотлау хаты” (1987; “Поздравительное письмо”) М.Х.Садыковой, “Ялған һуҡмаҡ” (1987; “Ложная тропа”) Каримова, “Күгәрсен йыры” (1987; “Голубиная песня”) Гариповой, “Боролмала” (1988; “На повороте”) Гареева и т.д. Многообразие худ. форм освоения действительности привело к созданию произв.-сериалов: дилогия Гали Г.Ибрагимова, включающая романы “Умырзая” (1968; в рус. пер. “Подснежник”, 1973) и “Ай битен йыуғанда” (1972; “Дождь на новолуние”), охватывает широкий врем. интервал от коллективизации до сегодняшних дней; трилогия Мусина, включающая романы “Зәңгәртауҙа – аҡ болан” (1980; “Белый олень на Синь-горе”), “Яҙғы ташҡындар алдынан” (1985; “Перед половодьем”), “Таң менән сыҡ юлдарға” (1988; “Выходи в путь на заре”), поднимает нравственные и экологические проблемы совр. общества. Издаются романы-эпопеи “Мәскәү юлы” (1968; в рус. пер. “Дорога Москвы”, 1974) Д.Исламова, “Ҡояш байымай ҙа байымай” (1995; “Солнце всё не заходит”) И.А.Абдуллина, повесть “Ярлыҡау” (1986; в рус. пер. “Помилование”, 1987) М.Карима, повествующие о трагич. страницах Вел. Отеч. войны. Происходит подъём в развитии нац. литературоведения и критики литературной. Впервые изданы многотомные своды “Башкорт халык ижады” и “Башкирское народное творчество”, коллективный труд “Башҡорт әҙәбиәте тарихы” (в 6 т., 1990–96; “История башкирской литературы”); монографии Р.К.Амирова, Р.Б.Ахмадиева, Баимова, Бикбаева, Вахитова, М.Ф.Гайнуллина, Кильмухаметова, М.Х.Мингажитдинова, З.А.Нургалина о прозе, поэзии и драматургии. Разрабатываются вопросы теории литературы (К.А.Ахмедьянов), исследуется лит. наследие баш. народа (С.А.Галин, Г.С.Кунафин, А.И.Харисов, Г.Б.Хусаинов и др.).

В 80–90‑е гг. в Б.л. наблюдается дальнейшее совершенствование жанровых форм и стилей. Продолжается процесс становления науч.-худ. мировоззрения, освобождения от догматич. установок, идеологич. клише, характерных для Б.л. сов. периода. Опубликованы ист. романы “Бөркөт ҡанаты” (кн. 1–4, 1981–1985; в рус. пер. “Крыло беркута”, 1987) К.Мэргэна, “Һауыр ҡумта” (1982; “Кожаная шкатулка”), “Думбыра сыңы” (1984; в рус. пер. “Плач думбры”, 1988) А.Хакима; “Төньяҡ амурҙары” (в 2 кн., 1983–85; в рус. пер. “Северные амуры”, 1987) Хамматова; “Ҡараһаҡал” (1989; “Карасакал”), “Ахырызаман көткәндә” (1993; “В ожидании конца света”) Б.З.Рафикова; “Ҡанлы илле биш” (1996; “Кровавый 55‑й”) Хусаинова; “Шунда ята батыр һөйәге” (2000; “Здесь лежат кости батыра”) Мусина. Романы “Сыуаҡ көндәр” (1986; “Погожие дни”) Исангулова, “Беҙ йәшәгән ер” (1989; “Земля, на которой мы живём”) Султангареева, “Килмешәк” (1989; “Пришелец”) Д.М.Булякова, “Яуап бирер көн” (1989; “Расплата”) Баимова, “Ерем, кешеләрем” (1996; “Земля моя, люди мои”) Султанова, “Бөйрәкәй” (1997–2004; “Бурёнушка”) Гариповой отражают негативные стороны коллективизации, проблемы варварского отношения к природным богатствам, нравственной деградации личности. На волне распада СССР, возрождения национального движения вышли в свет романы, в к‑рых переосмысливаются события Окт. рев‑ции, Гражд. войны, 1930‑х гг., последствия культа личности: “Өйөрмә” (1990; “Ураган”), “Дауылдан ҡотолоу юҡ” (1994; “От бури спасения нет”), “Каруан” (1997; “Караван”) Хакимова; “Тамып та ғына ҡала ҡандары” (1992; “Каплями капает кровь”), “Тәфтиләү” (1996; “Тафтиляу”) Г.А.Хисамова; “Китмәҫ өсөн килдем” (1994; “Пришёл навсегда”) М.А.Хайдарова; “Сыбар шоңҡар” (1997; “Полёт сокола”) Баимова и др.

Лит‑ра кон. 90‑х – нач. 2000‑х гг. разрабатывает новые темы, используя разные формы и приёмы подачи материала, стремится к глубокому отражению реальной действительности, к анализу острых жизненных конфликтов. Актуальными являются проблемы развития личности человека, дружбы народов, взаимосвязи судьбы человека и судьбы народа, повышения гражданской ответственности. В Б.л. вошла группа поэтов, поднимающих остросоциальные темы в открыто публицистич. форме, ведущих активный поиск в области формы стиха (расширение лексики, многообразие ритмики, обогащение рифм). Оригинальные формы и приёмы стихосложения свойственны тв‑ву Г.Г.Ишкинина, Р.Туляка, А.Утябая, А.Р.Юлдашбаева. Возрастание эпич. начала, усиление интереса к соц. миру отличает поэзию С.Н.Абузарова, Д.М.Шарафетдинова, Г.Г.Зарипова, Р.Кул-Давлета, Х.Х.Юлдашева, Р.Янбека. Внимание к внутр. миру лирич. героя, особая доверчивая интонация присущи тв‑ву поэтесс Т.С.Давлетбердиной, Ю.С.Ильясовой, Т.Искандерии, Г.М.Кутуевой, З.М.Ханнановой. В прозе темы современности – преим. в психологич. и моральном аспектах – раскрывают Ф.Ф.Акбулатова, Г.М.Гиззатуллина, Х.Н.Тапаков, Р.Р.Уразгулов. Развивается детская литература. Совр. Б.л. как один из видов обществ. сознания и духовной культуры продолжает худ. летопись жизни баш. народа.

Лит.: Харисов Ә.И. Башҡорт халҡының әҙәби мираҫы. Өфө, 1965; Әхмәтйәнов К.Ә. Әҙәбиәт теорияһы. Өфө, 1971; Хөсәйенов Ғ.Б. Быуаттар тауышы. Өфө, 1984; шул уҡ. Әҙәбиәт теорияһы. Өфө, 2010; История башкирской советской литературы. М., 1977; Баимов Р.Н. Судьба жанра. Уфа, 1989; Хусаинов Г.Б. Башкирская литература XI–XVIII вв. Уфа, 1996.

Р.Н.Баимов, Г.Б.Хусаинов

 

Текст на башкирском языке

Текст на русском языке


Литература

Писатели, поэты, драматурги

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

См. также

ДРАМАТУРГИЯ башкирская

ПОЭЗИЯ башкирская

ПРОЗА башкирская

 

Яндекс.Метрика