Материалы

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, оказание помощи нуждающимся частными лицами, гос. учреждениями, обществ. и религ. орг‑циями. Б. может быть направлена на содействие развитию культуры, здравоохранения и др. В христианстве благотворит. традиции были развиты с самого раннего периода, в православии призрение нищих считается богоугодным делом. В исламе каждый мусульманин обязан выплачивать закят и подавать милостыню (садаку), к‑рая воспринимается как вид искупит. действия и является отчислением имущими ч. своих доходов в пользу неимущих (принимать садаку может человек, не имеющий возможности её давать). У башкир высшим проявлением доброты издавна считался обычай брать поочерёдно на содержание одинокого престарелого или больного человека.

Первым благотворит. учреждением в Башкортостане был созданный в Уфе в 17 в. “убогий дом” (“божий дом”), содержавшийся на церк., казённые и муниципальные средства и состоявший под надзором духовенства Троицкой церкви. При нём был странноприимный дом. В Уфимском наместничестве в 1782 по указу имп. Екатерины II от 23 дек. 1781 создан приказ общественного призрения, к‑рый занимался учреждением и поддержкой нар. школ, госпиталей, богаделен, сиротских, работных, смирительных и для умалишённых домов. В этих заведениях на содержании находились нуждающиеся жители края без различия вероисповедания и сословия. В 1821 Имп. человеколюбивым об‑вом (осн. в 1802) был образован Уфим. попечительный о бедных к‑т под покровительством губернатора, епископа, муфтия и почётных людей города, в ведении к‑рого находились Полежаевский приют для гимназистов (осн. в 1865), лечебница для бедных больных (1870). В 1873 при к‑те открыто жен. благотворительное отделение с приютом для престарелых женщин и детей-сирот, швейной мастерской, Александровской богадельней, акушерско-фельдшерской школой; в 1878 создан приют для престарелых и мальчиков-магометан, управляемый особой комиссией под председательством муфтия (1‑й пред. — К.Б.Тевкелев). На частные пожертвования, отчисления от благотворит. концертов и театральных представлений в Уфе был учреждён дет. приют(1849), к‑рый находился под покровительством имп. Александры Фёдоровны и занимался опекой и обучением сирот и детей из бедных семей. Помощь нуждающимся мусульманам оказывали Уфим. попечительство о бедных мусульманах (1898), Мусульманское дамское общество. На средства, собранные мусульманами края, в Оренбурге был построен Караван-Сарай.

Б. активно занимались православные храмы и монастыри. На полном содержании Благовещенского монастыря находились уч‑ще для неимущих девиц духовного звания (1868) и бесплатная столовая (1892) для неимущих женщин Уфы (старой части города, Золотухинской слободыи др.). При Уфим. костёле с 1898 действовало благотворит. католич.об‑во. По переписи 1897, в Уфимской губернии существовало 20 благотворит. орг‑ций и обществ, в т.ч. 4 богадельни, 1 дет. приют, 3 лечебницы, 1 ночлежный дом, 3 школы.

С развитием капиталистич. отношений получила развитие частная Б. Мн. знатные люди края (И.Ф.Базилевский, Блохины, В.И.Видинеев, Х.Гусманов, С.С.Джантюрин, Г.Г.Курбангалиев, Поносовы, Рамеевы, З.Х.Расулев, Хусаиновы, Чижовы и др.) направляли ч. своих доходов на открытие и поддержание культовых и уч. заведений (медресе, мечетей, церквей и др.), сиротских домов, издание книг, журналов, газет; распространение получила также одна из форм Б. — вакуф.

В годы Первой мировой войны религ. учреждения стали центрами оказания помощи беженцам, солдатским семьям. В жен. монастырях открывались приюты для девочек-сирот погибших воинов. Под лазареты для раненых были отданы церковно-приходская школа Благовещенского жен. и помещения муж. монастырей (Богородицкого Одигитриевского чувашского монастыря, Воскресенского Златоустовского единоверческого монастыря, Успенского монастыря и др.). С 1914 действовал Уфим. мусульманский к‑т по оказанию помощи воинам и их семьям. При костёле действовал (до 1917) уфим. отдел Об‑ва вспомоществования бедным семействам поляков, участвовавших в войне. Члены Уфим. евр. религиозной общины шефствовали над семьями воинов-евреев. С 20‑х гг. 20 в. благотворит. орг‑ции и об‑ва постепенно прекратили своё существование.

В период Великой Отечественной войны были созданы разл. фонды (обороны, Кр. Армии, помощи семьям защитников Родины, помощи детям и др.), куда направлялась финансовая и материальная помощь от населения. Было собрано разл. средств и продуктов питания на 100,1 млн. руб., на стр‑во авиаэскадрильи “Башкирский истребитель” ок. 132 млн. руб.; 867 семей взяли на воспитание осиротевших детей, были созданы интернаты и дет. дома для эвакуированных детей. В Фонд обороны отчисляли средства мн. религ. орг‑ции. Уфимская Епархия только за 1945 передала 1 млн. 128 тыс. рублей.

В респ. действуют разл. благотворит. орг‑ции: Детский фонд, Всероссийское общество инвалидов,  “Российский Красный Крест”, фонды “Мархамат”, “Надежда”, “Урал”, “Хэсэд Лея” и др., фонды развития муниципальных р‑нов (2012). Они оказывают помощь социально незащищённым гражданам, проводят работу по защите материнства, отцовства, детства и т.д. С финансовой помощью орг‑ций и частных лиц восстанавливаются старые и строятся новые культовые сооружения, открываются столовые, мастерские, библиотеки, воскресные школы, проводятся благотворит. теле- и радиомарафоны.

Лит.: Благотворительные учреждения Российской империи. Т. 1—3. СПб., 1900; Латыпов Ш.Х. У истоков благотворительности в Уфимской губернии (к возникновению магометанских благотворительных обществ) //Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Уфа, 1993.

М.Г.Валеева, В.В.Латыпова

 

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ

ДЕТСКИЙ ФОНД

“МАГРИФАТ”, благотворительная организация

“МАРХАМАТ”, благотворительная организация

“РОССИЙСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ”, общественная организация

 

 

Яндекс.Метрика