Материалы

ХАБРАУ-ЙЫРАУ, поэт-импровизатор. Известен у башкир под именем Хабрау-йырау, казахов, каракалпакцев, ногайцев — Сапыра Сургантай улы, Сабра‑жирау, Сып(ы)ра-жирау, Супра, Сафар и др. Док. сведений о его жизни не сохранилось. Предполож., жил в 14—15 вв. По утверждению казах. учёных, йырау был родом из казах. племени кипчак, нек‑рое время жил в г.Сарайчик; по мнению каракалп. фольклористов — современник Тохтамыша. В баш. фольклоре к его творч. наследию относят пять кубаиров, вошедших в эпос “Идукай менэн Мурадым”. В эпосе Хабрау предстаёт аксакалом, духовным вождём народа и идейным наставником главных героев. Он играет большую роль в развитии сюжета, появляется в самые трудные моменты, мудрым и добрым словом вдохновляет батыров на ратные подвиги во имя родины. В поэтич. монологах йырау воспевает природу Урала, предупреждает о возможной потере родной земли при дружбе с иноземным ханом, сожалеет о том, что поредели ряды батыров, обращается к образам Урал‑батыра и Хаубана, призывает джигитов быть верными их заветам. В кубаире “Эй, ҡартыңмын...” (“Я ваш старец‑аксакал...”) традиционно напоминает о своём почтенном возрасте, житейском опыте и праве говорить от имени народа; гордится тем, что за свою жизнь видел много знатных людей, его обращения слушали десятки правителей. Варианты этих произв. получили самостоят. бытование в репертуаре сэсэнов; айтыш Хабрау и Токтамыш‑хана известен также под назв. “Ике сәсән” (“Два сэсэна”).

Лит.: Иҙелбаев М.Х. Боронғонан аманат.: Баҡсылар, йырауҙар, сәсәндар. Өфө, 2007; Галин С.А. Народной мудрости источник. Уфа, 2007.

М.Х.Идельбаев


Башкирские сэсэны и йырау

Башкирские эпосы, кубаиры, дастаны, хикаяты и киссы

Яндекс.Метрика