Материалы

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage), жанр изобразительного искусства, а также отд. произв., в к‑ром осн. предметом изображения является естеств. или преображённая человеком природа. В П. отображаются реальные виды местностей (напр., морские — марина), городов (гор. архит. П. — ведута) и отд. архит. построек, реже — воображаемые ландшафты. Часто П. является фоном в произв. живописи, графики, скульптуры (рельефы, медали), др. жанров.

В Башкортостане зарождение пейзажного жанра связано с тв‑вом М.В.Нестерова. В его произв. П. является важной составляющей образной структуры, во мн. работах запечатлены виды уральской природы: этюды “Река Белая” (1909), “На Урале”, картина “Родина Аксакова” (обе — 1914) и др. Реалистич. традиции рус. изобр. иск‑ва кон. 19 в., приверженцем к‑рых был Нестеров, нашли продолжение в тв‑ве А.Э.Тюлькина (центр. фигура в пейзажной живописи респ. в 20—60‑е гг.) и др. художников, стоявших у истоков жанра и способствовавших его становлению в 1‑й пол. 20 в.

С нач. 20 в. к П. обращаются Ю.Ю.Блюменталь, П.М.Лебедев, Н.А.Протопопов и др. Работы баш. авторов, в т.ч. зарисовки этногр. характера и лирич. П. с изображением конкретных мотивов и разл. состояний природы, экспонировались в 1916—17 на выставках Уфимского художественного кружка, где также были показаны кубофутуристич. композиции (“Радуга”, 1916) и написанные в Башкортостане натурные П. (“Весна в деревне Иглино”, 1917) Д.Д.Бурлюка, к‑рые, как и ряд П. А.П.Лежнева, Тюлькина, характеризует живописная манера, близкая к импрессионистской. Экспрессивные пейзажные композиции “Красный полдень” (1915—18) Бурлюка, “Дворик на даче” (1919) Тюлькина написаны под влиянием европ. и рус. худ. авангарда нач. 20 в., приёмы к‑рого прослеживались в тв‑ве нек‑рых авторов и в 20‑е гг. В развитии жанра большую роль сыграли худ. и пед. деят‑сть Тюлькина, а также открытие Художественного музея им. М.В.Нестерова и Баш. техникума иск‑в (см. Искусств училище).

В 20‑е гг. мн. баш. живописцы работали преим. в жанре П. С утверждением социалистического реализма и вплоть до 80‑х гг. доминировали реалистич. постпередвижнические тенденции. Наблюдается обновление образного содержания П.: художники отображали изменения в жизни края, обращались к колхозно‑индустр. тематике, к‑рая нашла непосредств. воплощение в произв. в виде пром. мотивов, была широко представлена в тв‑ве членов Ассоциации художников революционной России. Наиб. популярным оставался лирич. П.: мастерски выполненные, отличающиеся чистотой и естественностью цвета акварели М.Н.Елгаштиной (“На берегу реки Сим”, до 1933), работы К.И.Герасимова и др. В развитии жанра прослеживается тенденция к объединению натюрморта и П., что позволило расширить смысловые характеристики произв. и усилить их образную выразительность: сложные по живописи, поэтичные “Гортензии” (1920) Тюлькина, где изображены цветочный букет и панорама города с видом церкви; акварель “Крыльцо башкирской избы” (1928) К.С.Девлеткильдеева — предметы нац. быта на фоне П. В тв‑ве последнего, а также Блюменталя (“Башкирское крыльцо”, 1928), В.С.Сыромятникова (“Кибитка на кочёвке”, 1929) и др. сохраняется интерес к этногр. и ист. достоверности мотивов. Знаменат. событием стало участие баш. авторов в худ. выставке в г.Сан-Диего (США, 1929), на к‑рой особо было отмечено полотно Тюлькина “Цветущие окна” (1924); произв. баш. пейзажистов всё чаще экспонируются на всерос. выставках.

В годы Великой Отечественной войны П. вызывает особый интерес. Р.Г.Гумеров в графич. работах, посв. фронтовым будням, изобразил речной и архит. ландшафты, полные величия даже в условиях воен. времени (“Переправа у Березины”, “Освобождённый Смоленск”; обе — 1944); ряд пейзажных этюдов написал Р.У.Ишбулатов. По своему трактует тему войны Тюлькин: филос. раздумьями проникнута картина “Голубец” (1942), посв. памяти погибших; в П.‑картине “Тишина” утверждается мысль о красоте и гармонии мирной жизни; особой проникновенностью отличается полотно “На родине Нестерова” (оба — 1946). Впечатления от пребывания на баш. земле воплотили в своём тв‑ве художники, эвакуир. из Ленинграда, Москвы, Украины (см. Воскресенская картинная галерея). Произв. 2‑й пол. 40—50‑х гг., проникнутые спокойным и светлым настроением, отображают баш. природу, гор. и сел. мотивы (Н.Н.Анисифорова, Б.Д.Ежов, В.А.Игошев, Лебедев, Н.А.Русских, И.И.Урядов); В.П.Андреев последовательно разрабатывал в живописи и графике жанр индустр. П., к‑рый представлен также в тв-ве П.П.Салмасова.

С сер. 50‑х гг. в респ. начинает складываться большой коллектив пейзажистов, к‑рый пополнили выпускники Баш. театрально‑худ. уч‑ща, худ. уч. заведений страны, позднее УГИИ (см. Искусств академия). Они стремятся отобразить в пром., гор., сел. П. размах послевоен. стр‑ва, воплотить новые явления и темпы жизни, многогранно запечатлеть образ Родины; наблюдается тяготение к панорамным масштабным композициям, сочетанию пейзажных мотивов с жанровыми. В 60—80‑е гг., отмеченные расцветом баш. школы живописи, П. становится одним из ведущих жанров; появляются кр. творч. индивидуальности; традиц. разновидности жанра — лирич. и эпич. П. — обретают широкую трактовку в тв‑ве баш. авторов. Признание получило тв‑во А.В.Пантелеева — новатора в области индустр. (“Медный рудник”, 1959) и лирико‑эпич. (“Горлицы”, 1969) П., его произв. отличают графичность, строгая организация линейных ритмов; а также мастеров лирич. П. — Б.Ф.Домашникова (“Май. Березняк”, 1960), А.Д.Бурзянцева (“На Караидели”, 1974). Образы малой родины, природы края в их произв. обретают особую поэтичность и эмоц. насыщенность, в полотнах В.П.Пустарнакова — эпич. размах, в отд. П. Пантелеева — напряженно‑драм. оттенок, в картинах Салмасова — повыш. звучность, жизнерадостность цвета. Реалистич. направленность характеризует П., созданные А.С.Арслановым, Л.Я.Крулем, В.Э.Меосом, А.В.Храмовым, в декор.‑лирич. ключе трактованы образы природы в произв. С.А.Литвинова, В.А.Позднова. Баш. пейзажную живопись, ставшую заметным явлением в рос. иск‑ве 60—80‑х гг., отличали оптимистич. настрой, яркий насыщенный колорит, определившие её неповторимое своеобразие.

С кон. 60‑х гг. наблюдаются изменения в образной структуре П., доминируют размышления о проблемах человека, цивилизации. Традиц. реалистич. П. продолжает развиваться в тв‑ве живописцев Р.М.Абдуллина, Е.А.Винокурова, А.А.Дворника, К.А.Головченко, И.Л.Гутина, Ю.Я.Насырова, В.Н.Пегова, А.А.Петрикова, И.А.Саяпова, Р.С.Хабирова и др., графиков Р.Р.Абдуллина (с 80‑х гг.), Ю.С.Басареева, Р.Р.Маглиева (с нач. 2000‑х гг.), создающих свои произв. в технике акварели, и др. Одновр. прослеживается влияние постмодернизма, утверждаются новые худ. взгляды, размываются границы пейзажного жанра, изменяется форма подачи материала: для произв. характерны условность цветовых сочетаний и пространств. решений, стилизация, метафоричность, символика. Традиции примитивизма, кубофутуризма, экспрессионизма перерабатывают М.Д.Кузнецов, С.А.Лебедев, М.А.Назаров, Н.А.Пахомов, произв. к‑рых посвящены преим. теме деревни. В тв‑ве ряда художников прослеживаются черты фотографич. (гиперреализм), метафизич., фантастич. реализма, сюрреализма: С.Б.Краснов (“Ода взлетевшему острову”, 1983), М.Г.Спиридонов (“Апофеоз”, 1988) и др., в картинах к‑рых есть некая тайна, недосказанность, подтекст, нередко звучат драм. интонации (см. Нереалистические течения в изобразительном искусстве). Стремление к сочетанию традиций и новаторства, усилению худ. выразительности произв., поиску новых техн. приёмов прослеживается в произв. живописцев В.Я.Бивняева, Р.Ш.Загидуллина, А.Ш.Кашаева, В.Г.Кузнецова, З.Г.Шайхлисламова и др., графиков И.Г.Валитова, З.Г.Гаянова, Ю.Н.Григорьева, Маглиева, И.И.Фартукова, Р.М.Ягафарова. В кон. 20 — нач. 21 вв. в пейзажном жанре наиб. последовательно и интенсивно работают графики В.Н.Лесин (“Ранняя зима”, 1996), Л.З.Рахматуллина (“Ностальгия. Памяти Александра Касымова”, 2005), В.Н.Суздальцев (“Уральский городок. Рябинка”, 2003).

В Башкортостане на протяжении всей истории пейзажного жанра наблюдается разнообразие эмоц.‑худ. характеристик в трактовке образов Уфы (старинная, окраинная, провинц., индустр., совр.), уральской природы, а также мест, связанных с изв. ист. лицами.

П. как место действия и средство образной характеристики героев имеет важное значение в портретах, сюжетно‑тематич. произв., где образы природы помогают полнее, эмоциональнее раскрыть авт. идею: “Башкиры из Архиерейки” (1924) П.В.Малькова, “Переправа Чапаевской дивизии через реку Белую у Красного Яра” (1940) Урядова, “Легенда о курае” (1965) А.А.Кузнецова, “Праздник в ауле (Первомай в ауле. 1930‑е годы)” А.Ф.Лутфуллина, “Жертвы шариата” (оба — 1969) Р.М.Нурмухаметова, серии “Сказание о Салавате” (2002—04) И.И.Гаянова и Ф.А.Исмагилова и др.

Произв. баш. пейзажистов экспонируются на респ., зональных, рос. и междунар. худ. выставках; находятся в коллекциях БГХМ, Третьяковской галереи (Москва), Русского музея (С.‑Петербург), мн. рос. и респ. музеев, галерей (см. Галереи художественные), в частных собраниях в России и за рубежом.

Лит.: Сообщения Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова: юбил. изд. Уфа, 2001; Современное изобразительное искусство Республики Башкортостан: кат. выст. /авт.‑сост. И.Н.Оськина. Уфа, 2008.

А.Е.Навозова


Жанры изобразительного искусства

Картины в жанре пейзажа

Яндекс.Метрика