Материалы

АБСУРДА ДРАМА, течение в зап.‑европ. драматургии и театре 2‑й пол. 20 в. Ключевое для А.д. понятие “абсурд" восходит к философии экзистенциализма и предполагает интерпретацию реальности как трагически противоречивой, алогичной, иррациональной (“Посторонний" и “Миф о Сизифе" А.Камю, 1942; “Бытие и ничто" Ж.П.Сартра, 1943).

А.д. характеризуется созданием т.н. “антидрамы", т.е. пьесы без общепринятых сценич. ситуаций, сюжета, интриги, характеров, в к‑рой диалоговая форма общения заменяется принципиальным “косноязычием" персонажей, выражающим смятенное сознание перед иррациональной жестокостью мира. Обновление театр. иск‑ва, достигнутое А.д., заключается в развитии жанров трагикомедии и трагифарса, в использовании драматургич. принципов условности и подтекста, эксцентрических приёмов гротеска, пародии, парадокса, шаржа, фарса. Рождение А.д. было провозглашено пьесами “Лысая певица" Э.Ионеско (1950) и “В ожидании Годо" С.Беккета (1952).

В баш. драматургии отд. элементы А.д. нашли отражение в тв‑ве Ф.М.Булякова. В репертуаре театров респ. А.д. была представлена спектаклями “Яңылышыу" — “Путаница" (1990, Национальный Молодёжный театр; реж. О.З.Ханов, Л.М.Ахметвалиев, худ. О.Р.Гималетдинова) и “Яҙҙың бер көнөндә..." — “В один из весенних дней..." (1996, Башкирский театр драмы; реж. И.Г.Исламгулов, худ. В.Н.Байрамгулов) по пьесе Камю “Недоразумение"; “Счастливое происшествие" С.Мрожека (1992, Русский драматический театр; реж. М.И.Рабинович, худ. Ф.Хамидуллина); “За закрытыми дверями" Сартра (2002, Нац. Молодёжный т‑р; реж. А.В.Шрайнер, худ. А.В.Нестеров). Поставлен ряд спектаклей по произв. Ж.Ануя: Респ. рус. т‑р драмы Башкортостана — “Антигона" (1994, реж. Б.Тоша, худ. М.Браун) и “Ромео и Жанетта" (2003, реж. В.Ф.Богомазов, худ. Н.М.Бахвалова); Стерлитамакский драматический театр — “Жаворонок" (1994, реж. К.Д.Хотяновский, худ. Т.Дидишвили) и “Медея" (1995, реж. Н.А.Черкасов, худ. В.П.Хлыбов); Нац. Молодёжный т‑р — “Слышен крик павлина..." по пьесе “Птички" (2003, реж. В.Н.Ярюхин, худ. Р.М.Арсланов).

Лит.: Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда. М., 1992.

Г.Я.Вербицкая, А.А.Фёдоров

ДРАМА

 

Текст на башкирском языке

 

 

Яндекс.Метрика