Материалы

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ден. выражение текущих издержек производства и реализации продукции. Характеризует интенсивность ведения х‑ва и использования ресурсов. Важнейший показатель, влияющий на конкурентоспособность продукции на рынке и на финансово-экон. состояние предприятия. Позволяет обеспечивать учёт и контроль всех затрат, является основой ценообразования, определения рентабельности и исчисления налогов, служит для экон. обоснования инвестиций. По отношению к объёму различают себестоимость отдельного вида и единицы продукции. В зависимости от включённых затрат выделяют С.п. технол., производст. и полную (коммерч.), от используемых для исчисления данных — плановую (рассчитывается по нормативам), отчётную, или фактич. (по материалам учёта пр‑тия), провизорную, или предварит. (по фактич. данным за 3 квартала и ожидаемым за 4‑й).

Зональная С.п. определяется уровнем затрат, сложившимся в определ. зоне, и служит основой для терр. размещения произ‑ва; отраслевая — как ср. взвешенная величина затрат пр‑тий, выпускающих определ. вид продукции. С.п. может быть снижена в результате увеличения выпуска продукции и уменьшения уровня затрат на её произ‑во. Обобщающим показателем С.п. являются затраты на 1 рубль продукции (определяются отношением себестоимости к стоимости объёма продукции, произведённой в исследуемый период; выражаются в копейках), так, в 2007 в РБ затраты составили: добыча полезных ископаемых — 77,5, обрабатывающие произ‑ва — 87,8, произ‑во и распределение эл.-энергии, газа и воды — 86,5. 

 Н.Т.Рафикова 

 

ИЗДЕРЖКИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

 

Яндекс.Метрика