Материалы

ХАРНАУ (hарнау — петь речитативом), жанр баш. фольклора, заклинательно-заговорные формулы. Восходит к доисламским верованиям. Произносится баксы во время обряда камлания. Чёткий ритмизованный текст сопровождается спец. телодвижениями. Исполняется напевно или напевно-речитативно в стиле хамак в сопровождении дунгура, кубыза или кыл-кубыза.

Х. направлены на умилостивление духов Природы, выявление и устранение причин болезни и др. Наиб. группу составляют Х., адресованные силам Неба, стихиям. Напр., первый гром у древних тюрков воспринимался как проезд Тенгри (см. Тенгрианство) по небу на колеснице, у башкир — на коне Акбузате, поэтому во время обряда встречи Неба (Күк килеү — приход Неба), имитируя приручение небесного коня, исполнители бренчат уздечками, звонят в колокольчики, бьют кнутом о землю и произносят Х., призывающие благодать: “Ҡорайт, Күгем! Ҡорайт, Күгем! / Уралдан кил — / Һыйыр һөтлө була! / Үлән һутлы була! / Ҡорайт, Күгем! / Яландан кил — / Бейә һөтлө була! /Ҡорайт, Күгем! / Уралдан кил! Яландан кил! / Һыйыр һөтлө була! / Бейә һөтлө була!” (“Корайт, Небо! Корайт, Небо! / Приходи с Урала — / Быть корове молочной, / А траве — сочной! / Корайт, Небо! / Приходи  с полей — / Быть кобыле молочной, / Корайт, Небо! / С Урала приди! / С долин приди! / Корова молочной будет! / Кобыла молочной будет!”). Исполнением Х. вызывают дождь: “Ямғыр, яу! Яу! Яу! / Иген үҫһен тау, тау!” (“Дождик, лей! Лей! Лей! / Пусть хлеба растут скорей!”) и радугу: “Йәйғором! Йәйғором! / Кил! Кил! Йыл алып кил!” (“Приди, радуга! Приди! / Благополучный год принеси!”).

Нек‑рые Х. произносятся во время целительных обрядов: “Ҡайт, ҡотом, / Ҡорайт, ҡотом! / Ағын hыуҙай ағып кил! / Иҫкән елдәй елеп кил, /Аҡ балыҡтай йөҙөп кил!” (“Вернись, мой Кот! / Корайт, мой Кот! Текучей водой приди, / Ветром попутным прилети, / Белой рыбой приплыви!”).

В Х. нередко содержится обращение к духам праотцов (Тюлька, Кармкыт, Коркут-ата и др.) и тотемным животным с просьбой о помощи: “Әй, изге рух, изге ҡот! / Саҡырғанда кил, ҡотом, / Сирле, сырхаулының / Эйәһен килтер, изге рух! / Минең әмерем буйынса, / Ҡорҡот рухы буйынса, / Түлкә атай, ярҙам ит, / Дауа бирһәң — мин бында!” (“Эй, дух, эй, дух, / Приди, когда зовут! / У страдающего от болезней / Найди и приведи хозяина! / По приказу моего духа / И души деда Коркута, / Отец Тюлька, ты исцели, / Если исцелишь — я тут!”). Х. бытует в фольклоре мн. тюркояз. народов.

Лит.: Салтыков И.В. Башкирские народные песни // Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала. Уфа, 1974. Вып.1; Башкирское народное творчество. Т.12. Обрядовый фольклор. Уфа, 2010.

Р.А.Султангареева

КАМЛАНИЕ

Яндекс.Метрика