Материалы

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ, одно из выразит. средств балетного т‑ра, разновидность сценич. танца. В основе Х.т. — народный танец в обработке балетмейстера. Классич. танец обогащался нац. элементами, усваивая нек‑рые из выразит. средств Х.т. и перенимая его задачи. Также понятие Х.т. включает в себя первонач. значение — танец в образе. В совр. балете Х.т. — средство раскрытия образа или метод создания целостного спектакля.

В Башкортостане развитие Х.т. связано с появлением баш. балетов на сцене Театра оперы и балета. В дивертисментах классич., драм. балетов Х.т. занимал вед. место, романтизировался или воспроизводил быт. В первом нац. балете “Журавлиная песнь” с помощью выразит. средств Х.т. создавались достоверные образы (лирические адажио и вариации гл. героев, сцены нар. празднества, танец Арсланбая; балетм. Н.А.Анисимова).

В 1940—60‑е гг. в период развития баш. балета процесс перехода нар. танца в Х.т. получил наиб. активное развитие, т.к. нац. колорит был обусловлен эстетикой спектакля; при постановке применялись законы хореогр. симфонизма (создание определённых пластич. тем, контрапункта и др.): “Горный орёл” (сцена сватовства; балетм. К.Д. Карпинская), “Гульназира” (сцена встречи Бахтияра и Гульназиры, картина весеннего сева; балетм. С.В.Дречин), “Черноликие” Х.Ш.Заимова и А.Г.Чугаева (танец знахарки, шествие позора; балетм. Х.Ф.Мустаев). В балетах “Люблю тебя, жизнь” (сцена нашествия; балетм. Л.Е.Бородулин), “Страна Айгуль” (адажио и вариации, сцены появления Светлой Вести в разных странах; балетм. И.Х.Хабиров) и др. В Х.т. были введены новые танц. образы и комбинации, сохраняющие настроение и выразительность, необходимые для развития сюжета спектаклей.

Р.Н.Хабирова

Балетные спектакли

ТАНЕЦ

 

Яндекс.Метрика