Материалы

ПРИГОРОДНЫЙ ТРАНСПОРТ, транспорт общего пользования, осуществляющий перевозку пасс. в пригородной зоне (на расстояние до 50 км от адм. черты города или кр. сел. насел. пункта). Подразделяют на автомобильный, железнодорожный, речной транспорт, по видам собственности — гос. и частный.

В Башкортостане пригородное автомоб. сообщение было налажено в кон. 20‑х, ж.‑д. — 30‑х гг. 20 в. для перевозки рабочих Уфим. моторостроит. з‑да. В 1956 открыто движение пригородных эл.-поездов на участках Уфа—Дёма и Уфа—Улу-Теляк. Дальнейшее развитие П.т. обусловлено в осн. концентрацией пром. объектов в городах (см. Промышленный узел), ростом дачно-жилищного стр‑ва.

В РБ в структуре пригородных пасс. перевозок преобладает автомоб. транспорт (см. табл.1 и 2). Регулярное пригородное автобусное сообщение в городах и районах респ. осуществляется пр‑тиями ГУП “Башавтотранс” и индивид. предпринимателями, ж.‑д. — “Баштранспригород” Куйбышевской жел. дороги (см. табл.3). На долю речного транспорта приходится незначит. ч. объёма перевозок пасс. в пригородном сообщении.

Л.Ф.Ситдикова

Виды транспорта

Текст на башкирском языке

 

Табл. 1

Структура перевозок пассажиров пригородным транспортом общего пользования (%)

 

1965

1970

1980

1990

2000

2004

2010

2011

Автомобильный транспорт

68,2

81,5

85,7

90,5

90,5

85,9

86,5

86,4

Железнодорожный транспорт

31,8

18,5

14,3

9,5

9,5

14,1

13,5

13,6

 Табл.2

Пригородные автобусные перевозки

 

1960

1970

1980

1991

2000

2004

2010

2011

Число маршрутов

84

157

223

534

666

695

478

478

Перевезено пассажиров, млн. чел.

20,4

74,2

121,5

122,6

67,0

56,6

28,9

28,8

 

Табл. 3

Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего назначения (млн. чел.)

 

1960

1970

1980

1990

2000

2004

2010

2011

Отправлено пассажиров, всего

  в т.ч. пригородного   сообщения

14,1

 11,3

21,1

16,9

24,6

20,2

29,7

25,0

8,9

7,1

11,1

9,3

5,9

4,5

6,0

4,5

Яндекс.Метрика