Материалы

ХОРЫ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ, любит. певческие коллективы, исполняющие вокальную музыку с инстр. сопровождением или без него (а cappella).

В Башкортостане до революции 1917 отсутствие хорового исполнительства башкир обусловлено традициями сольного пения с богатой орнаментикой нар. песен (см. Узун-кюй), а также нормами шариата. В Уфе существовали преим. церк. хоры. Любит. светские хоры создавались в жен., муж. гимназиях, Коммерческом училище, реальных училищах, Учительском институте, в репертуар входили произв. местных авторов, посв. знаменат. датам. Массовое коллективное пение рев. песен способствовало возникновению жанра хорового исполнительства и появлению коллективного унисонного пения кыска‑кюй, такмаков.

В кон. 19 — нач. 20 вв. в сел. школах респ. осуществлялось коллективное унисонное пение стихов М.Гафури, Г.Тукая, в медресе “Галия” действовал хор шакирдов. В нач. 20‑х гг. 20 в. появились первые баш. и тат. хоровые коллективы в Ин‑те нар. образования (рук. Х.К.Ибрагимов) и Музыкальной школе №1 (рук. И.В.Салтыков). В 1928 была поставлена мелодрама “Башкорт туйы” М.Ф.Бурангулова с широким использованием баш. нар. песен в обр. для хора Салтыкова.

В 1939 в целях популяризации самодеятельного художественного творчества в респ. был проведён фестиваль музыки. В 1934—41 действовал ансамбль песни и пляски при Доме Красной Армии (рук. Ибрагимов); в 1935 А.Г.Тихомиров организовал вок. студию и баш. хор Баш. совета проф. союзов.

В 40—50‑е гг. репертуар Х.с. пополнился обработками баш. нар. песен и соч. Х.Ф.Ахметова, Р.Л.Габитова, Ибрагимова, З.Г.Исмагилова, А.С.Ключарёва, Р.А.Муртазина, К.Ю.Рахимова, Н.Г.Сабитова; увеличилось кол‑во хоровых кружков. Появились многоголосные хоровые коллективы в Мечетлинском, Салаватском, Учалинском, Хайбуллинском районах. На Декаде башкирской литературы и искусства выступали сел. хоры Макаровского, Учалинского р‑нов, хор нефтяников г.Ишимбай. В 1959 для оказания помощи Х.с. (обеспечение проф. руководителями, подбор репертуара) было создано Хоровое об‑во БАССР (см. Музыкальное общество).

В 1979 в Уфе состоялся Респ. смотр концертных программ, посв. 60‑летию образования БАССР, в к‑ром участвовало 12,5 тыс. исполнителей самодеят. худ. тв‑ва. Среди лауреатов хоры Дворца культуры им. С.Орджоникидзе (рук. Э.Гофман), ДК УЗСС им. 40‑летия ВЛКСМ (рук. И.Клигер), Городского дворца культуры г.Белорецк (рук. Н.А.Лобков, В.М.Мошенец), баш. хоры Верх. Авзянского сел. ДК Белорецкого р‑на (рук. А.Борисов), Абзелиловского (рук. Ш.М.Бикмухаметов), Дюртюлинского (рук. М.А.Мурзаханов), Илишевского (рук. Н.М.Кунафина) районных ДК. В первом туре Всесоюз. смотра самодеят. худ. тв‑ва, посв. 40‑летию Победы (Уфа, 1985), приняли участие 1534 Х.с., св. 89 тыс. певцов хора; в заключительном — 1300 участников. В 90‑е гг. количество Х.с. значительно уменьшилось.

С 2000 хоровое исполнительство в респ. получает широкое распространение. В 2003 насчитывалось 1394 Х.с. (св. 24 тыс. участников), в 2006 — 1530 (св. 27 тыс.), в 2008 — 1680 (27736); в 2009 — 1859 (св. 29 тыс.), в т.ч. 14 “образцовых”, 67 “народных”. Центром народного творчества проводятся респ. фестивали и конкурсы самодеятельного творчества “Звёзды Белоречья” (Белорецк), конкурс самодеят. худ. тв‑ва “Салют Победы” (Уфа), праздник рус. песни и частушки (Белокатайский р‑н); отмечено увеличение кол‑ва хоров и их участников, высокий исполнит. уровень мн. хоровых коллективов (хоры рус. песни Белорецкого гор. ДК, “Русские звоны”, “Раздолье” ДК “Моторостроитель”, Белокатайского районного ДК, “Зори Агидели” Центра культуры и нар. тв‑ва г.Уфа, баш. академ. хоры Абзелиловского, Архангельского, Баймакского, Давлекановского, Миякинского районных ДК, академ. хоры Городского дворца культуры, муж. хоровая капелла “Виват” г.Белорецк и др.).

Лит.: Фоменков М.П. Очерки истории развития хорового искусства Башкортостана. Уфа, 2001.

Р.М.Бикмухаметова, Л.В.Гориченская


ХОРЫ

 

Яндекс.Метрика