Материалы

САЙФУЛЛИНА Райса Гарифовна [6.12.1931, с.Такчура Буздякского р‑на БАССР (Благоварский р‑н РБ) – 11.10.2013, Уфа], актриса. Нар. (1986) и засл. (1968) арт. БАССР. Член Союза театральных деятелей (1953). После окончания Баш. театрально-худ. уч‑ща (1952; курс Х.Бухарского) до 1968 и в 1992—99 актриса Салаватского драм. т‑ра, 1968—90 — БАТД, одновр. в 1973—88 рук. баш. нар. т‑ра ДК Всерос. об‑ва слепых.

Обладая вок. способностями, яркой сценич. внешностью, создала образы лирич. героинь в муз. драмах: Надежда (“Баланлыҡ” — “Калиновая роща” А.Е.Корнейчука; дебют, 1953), Тансулпан (одноим. пьеса К.Даяна), Гюльчохра (“Аршин мал алан” У.А.Гаджибекова), Майсара (“Зәңгәр шәл” — “Голубая шаль” К.Г.Тинчурина) и др. Новые грани дарования актрисы раскрылись в разноплановых ролях: мастерство диалога — Язгуль (“Ғәфү ителмәй” — “Обжалованию не подлежит” Т.Абдумомунова), Салима (“Умырзая” — “Подснежник” В.К.Сайфуллина и Л.Н.Елшанкина), Нюра (“Туй көнө” — “В день свадьбы” В.С.Розова); оригинальность сценич. находок — Зульхамида (“Ҡыйыу ҡыҙҙар” — “Смелые девушки” Т.Гиззата), Галия (“Таштуғай” — “Таштугай” Ф.М.Булякова); внутр. драматизм — Зульхабира (“Айгуль иле”), Хазина (“Балаҡайҙарым” — “Дети мои” А.К.Атнабаева) и др. Образ Полины (“Трибунал” А.Е.Макаёнка) в исполнении С. обрёл одновр. трагич. и сатирич. звучание. Поставила спектакли: в Салаватском драматическом театре — “Хушығыҙ” (“Прощайте”, 1997) Т.Г.Миннуллина; ДК Всероссийского общества слепых — “Галиябану” (1975), “Ай тотолган тондэ” (1983), “Әсәләр көтәләр улдарын” (“Матери ждут сыновей”, 1987) А.М.Мирзагитова и др. Лауреат Всерос. смотра спектаклей драм., муз. и дет. т‑ров (Москва, 1967).

С.С.Саитов

Яндекс.Метрика