Материалы

САЛИХОВ Хибатулла Саитбатталович, Хибатулла Каргалы [1794, д.Ниж. Чебенки Оренб. у. одноим. губ. (Сакмарский р‑н Оренб. обл.) – 1867, Сеитовский посад того же у. той же губ., ныне с. Тат. Каргала Сакмарского р‑на Оренб. обл.], баш. поэт. После окончания медресе в родной деревне преподавал там же, затем в Сеитовском посаде. Владел араб., перс. языками. Был знатоком восточной литературы, к‑рая оказала влияние на его творч. становление. Практическое усвоение понятийного арсенала и знание жанрово‑стилевых особенностей суфийской лирики позволили поэту создавать произв., ставшие классикой лит‑ры тасаввуф на тюрки Урало‑Поволжья. Из поэтич. наследия С. сохранилось ок. 10 произв. разных жанров: газель, марсия, мунажат, насихат и др. Вед. идеи тв‑ва С. – сохранение благочестия, чести и достоинства, уважения к другим. Корень зла и несправедливости кроется, по мнению поэта, в падении нравов, несоблюдении норм шариата, жестокости, лицемерии имущих и их равнодушии к бедам простого народа. В кн. “Мәжмәғ әл‑әдаб” (“Сборник благовоспитанности”), написанной в 1839 и неоднократно переизд. в 19 в. (впервые – в 1856), получили отражение неприятие нравов совр. ему об‑ва, тема порочности и несправедливости мира. Автор поэтич. сб. “Дөрре ҡәләм” (1856; “Слова‑жемчужины”), стих. “Тәндә йәнем” (“Душа – только гость в теле моём”), вошедшего в уч. программы медресе, “Рисәлә әд‑дохан” (“Стихотворение о курении”), пособия по фонетике араб. яз. для детей “Төхвәт әл‑әүлад” (“Подарок детям”) и др. Рукописи С. хранятся в фонде арабографичных рукописей и старопечатных книг им. Г.Б.Хусаинова ИИЯЛ, в архивах Казани, С.‑Петербурга и др.

Лит.: Башҡорт әҙәбиәте тарихы. 2‑се т. Өфө, 1990; Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII–XIX века). Уфа, 1973; Шарипова З.Я. Пером и словом. Уфа, 1993.

З.Я.Шарипова

Яндекс.Метрика