Материалы

РОМАН (франц. roman), лит. жанр, эпич. произв. большого объёма, в к‑ром всесторонне изображается определ. период или вся жизнь людей. От рассказа и повести отличается сложной композицией, разветвлённым сюжетом, наличием системы равнозначных персонажей, разнообразием охватываемых проблем.

В башкирской литературе первые Р. появились в 20–30‑е гг. 20 в.: “Боролош” (1928, опубл. в 1967; в рус. пер. “Поворот”, 1976) Г.Хайри, “Һалдаттар” (1933; в рус. пер. “Солдаты”, 1934), “Ҡыҙыл гвардеецтар” (1935; в рус. пер. “Красногвардейцы”, 1935), “Ҡыҙыл армеецтар” (1936; в рус. пер. “Красноармейцы”, 1961) А.М.Тагирова, “Ҡан” (1934; в рус. пер. “Кровь”, 1934) Д.Юлтыя, “Күҙәй” (1936; в рус. пер. “Кудей”, 1965) И.Насыри; они носили ист.‑биогр., хроникальный характер.

Значительное развитие жанр получил в 50‑е гг. Заметное влияние на развитие баш. романистики оказало произв. Х.Л.Давлетшиной “Ырғыҙ" (1957; в рус. пер. “Иргиз", 1961). Осн. разновидностью был т.н. производственный Р., в к‑ром поднимались проблемы взаимоотношений личности и коллектива (“Нарыштау итәгендә”, 1950 – в рус. пер. “На склонах Нарыш‑Тау”, 1954, К.Мэргэн; “Лебеди остаются на Урале”, 1954 – в баш. пер. “Ҡарасәй юлы”, 1957, А.Г.Бикчентаев; “Аҡселән ташҡанда” – “Когда разливается Акселян”, 1955, Б.Бикбай; “Йомарт ер”, 1959 – в рус. пер. “Щедрая земля”, 1982, Д.Исламов и др.). В 60‑е гг. гл. содержанием Р. становится современность, публицистичность, что приводит к созданию очерковых Р.: “Май ямғыры” (1958; в рус. пер. “Майский дождь”, 1960), “Гөлйемеш сәскәһе” (1963; “Цветок шиповника”) А.Вали; “Өҙәрем юл кешеләре” (1970; в рус. пер. “Люди дальних дорог“, 1977) Н.С.Мусина; “Беүә буйҡайҙары һары тал” (1987; “Ивы на реке Буй”) Ш.М.Янбаева и др.

В 60–80‑е гг. появляются дилогии Гали Г.Ибрагимова, Мусина, трилогии З.А.Биишевой, Ф.А.Исангулова, пенталогия Я.Х.Хамматова и др., масштабно отражающие наиб. важные ист. события жизни баш. народа. Создаются ист. Р.: “Бәхтизин” (1974; в рус. пер. “Бахтизин”, 1982) В.М.Исхакова, “Кинйә” (1977; в рус. пер. “Кинзя”, 1982) Ибрагимова, “Бөркөт ҡанаты” (1981; в рус. пер. “Крыло беркута”, 1987) К.Мэргэна, “Һауыр ҡумта” (1982; “Кожаная шкатулка”), “Думбыра сыңы” (1986; в рус. пер. “Плач думбры”, 1988) А.Хакима, “Ҡараһаҡал” (1989; “Карасакал”) Б.З.Рафикова, “Ҡанлы илле биш” (1993; “Кровавый 55‑й”) Г.Б.Хусаинова, “Шунда ята батыр һөйәге” (2000; “Там лежат останки батыра”) Мусина и др. Произв. “Сыуаҡ көндәр” (1986; “Погожие дни”) Исангулова, “Беҙ йәшәгән ер” (1988; “Земля, на которой мы живём”) Р.Г.Султангареева, “Килмешәк” (1989; “Пришелец”) Д.М.Булякова, “Ерем, кешеләрем” (1996; “Земля моя, люди мои”) З.А.Султанова, “Бөйрәкәй” (1997; в рус. пер. “Бурёнушка”, 2009) Т.Х.Гариповой и др., написанные в период перестройки, отражают негативные стороны коллективизации, проблемы нравств. деградации личности.

В период распада СССР, возрождения нац. движения получают развитие Р., в к‑рых переосмысливаются события революции 1917, Гражданской войны, влияние культа личности: “Өйөрмә” (1992; “Ураган”), “Дауылдан ҡотолоу юҡ” (1994; “От бури спасения нет”) А.Хакима; “Тамып та ғына ҡала ҡандары” (1993; “Каплями капает кровь”), “Тәфтиләү” (1996; “Тафтиляу”) Г.А.Хисамова; “Китмәҫ өсөн килдем” (1994; “Пришёл, чтобы остаться”) М.А.Хайдарова; “Расстрел” (1999) Г.Г.Шафикова, “Сыбар шоңҡар” (1997; в рус. пер. “Кречет мятежный”, 2002) Р.Н.Баимова, “Ҡатындар” (2013; “Женщины”) Г.М.Якуповой и др. Зарождаются детективный (“Ун туғыҙынсы” – “Девятнадцатый”, 2003, Хисамов), фантастич. (“Кеше‑күсермә” – “Человек-отражение”, 1996, Ф.А.Исхакова), цикл семейных (“Әлфирә" –“Альфира", 2004; “Ағай-энеләр" – “Сородичи”, 2005; “Вариҫ" – “Преемник", 2006 и др., Р.А.Камал) Р. и др. формы жанра. В баш. лит‑ре представлен также Р. в стихах (“Ҡушҡайын” – “Кушкаин”, 1936, С.Кудаш). Совр. баш. Р. отличается многообразием жанровых форм, богатством структурной поэтики, в основе к‑рых синтез вост. и европ. эпич. традиций.

Лит.: Вахитов А.Х. Башкирский советский роман. М., 1978; Баимов Р.Н. Истоки и устья. Уфа, 1993.

Р.Н.Баимов


Жанры прозы

Яндекс.Метрика