Материалы

СКОТОВОДЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ, традиц. обряды, призванные обеспечить сохранность и увеличение поголовья скота. У башкир С.о. в осн. проводились перед отправлением на кочёвки и по возвращении с пастбищ. Исполнение С.о. сопровождалось заговорами, благопожеланиями, иногда жертвоприношениями.

Многие С.о. связаны с доисламскими верованиями: в качестве оберегов использовали черепа лошадей, баранов, волков, медведей и др. (прикрепляли к столбам загонов, выставляли на пасеках). Для отпугивания злых духов и от болезней развешивали ветви можжевельника (артыш), к рогам или шее ж‑ных привязывали лоскутки кр. ткани, бетеу, для защиты от волков и медведей — клочки шерсти, небольшие кости, клыки этих зверей.

В комплексе С.о. важное место занимало представление о “кот” (ҡот), к‑рое означало счастье, удачу, а также дух, душу. Согласно поверьям, благополучие скота (мал ҡото) было связано с ж‑ным, к‑рое оберегали. Во время продажи на его шею вешали бусы (обычно кр. цвета), хозяин старался вырвать в трёх местах по клочку шерсти, сказав 3 раза: “Ҡотоң ҡалhын, үҙең кит” (“Пусть благополучие останется, а сам уходи”), после чего их клали в щели между брёвнами сарая. Покупатель со словами: “Ҡотоңдо алам” (“Забираю твоё благополучие”) производил те же действия. При продаже запрещалось дотрагиваться до ж-ного; продавец произносил: “Һин дә уң, мин дә уңайым, алдың‑артың ҡот булһын” (“И тебе пусть будет выгодно, и мне, пусть твой приход и уход принесёт нам счастье”); покупатель высказывал пожелание: “Һин аҡсаның изгелеген күр, мин — малдыҡын” (“Тебе получить выгоду от денег, а мне — от скотины”). Уходя, покупатель не должен был оглядываться. Новый хозяин заговаривал ж‑ное (өшкөрөп алыу), трижды обводя жел. предмет вокруг его головы. Чтобы получить хороший приплод, к рогам барана‑производителя прикрепляли бараньи рога. Если в будущем году хотели получить тёлку или бычка, давали выпить молозиво девочке или мальчику соответственно. Новорождённых ягнят и телят подносили к печке (считалась обителью духов‑покровителей семьи) и трижды произносили: “Мейестәй ҙур бул, мөрйәләй ҙур бул” (“Будь большим, как печка”) и др. Для защиты скота от наговоров, порчи и др. проводился обряд “Телтеш ҡырҡыу” (“Отсекание злых языков”): знахарка измеряла длину ж‑ного верёвкой и завязывала 41 узел, срезая их, произносила заклинания и молитвы, после чего закапывала в землю. При разл. болезнях ж‑ных окуривали можжевельником, делали из него “пуговки” (артыш төймәһе), к‑рые привязывали на шею телят, ягнят и др., обрызгивали раствором заговорённой соли (өшкөрөлгән тоҙ); от сглаза вешали бусы из ягод рябины, на лбу делали отметины сажей. Если заболевало большое кол‑во скота, обычно его трижды прогоняли вокруг старого кладбища (зыярат) или др. места, к‑рое считалось священным, обдавали дымом огня, добытого путём трения (сығыр уты), посыпали золой. У башкир также существовал обычай дарить детям ж‑ных (мал инселәү), скот являлся частью приданого, калыма. Осенью в период забоя скота на мясо проводили обряд “Һуғым ашы” (“Угощение в честь забоя скота”), во время к‑рого готовили традиц. блюда башкирской кухни.

Лит.: Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа, 2005.

М.Н.Сулейманова


ОБРЯДЫ

Текст на башкирском языке

 

См. также

КОЧЁВКИ БАШКИР

СКОТОВОДСТВО

 

Яндекс.Метрика