Материалы

СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, комплекс обычаев и обрядов, отражающих существующие формы брака и семьи. У башкир сформировались в условиях преобладающего полукочевого скотоводч. хозяйственно-культурного типа, были обусловлены традиц. формами хозяйства (земледелие, скотоводство), соц. и культ. традициями. Регулировались в соотв. с нормами обычного права, с принятием ислама — также шариатом. Запрещались браки между членами родственных семей (ара), родового подразделения, до 19 в. — рода (экзогамия). В 19 — нач. 20 вв. брачный возраст девушек составлял 16—17 лет (иногда 12—15), юношей — 19—20 (реже 16—18). Браки заключались по сватовству, как правило, внутри баш. этноса (эндогамия), в рамках определ. соц. групп; бытовали левират, сорорат, умыкание и др. Развод осуществлялся по шариату. Глава семьи (отец или старший из мужчин) нёс за неё ответственность перед общиной и гос. властями, мог распоряжаться имуществом, старшая из женщин (или его жена) руководила жен. работами. Существовало чёткое половозрастное распределение труда: мужчины занимались заготовкой дров и кормов для скота, стр‑вом и ремонтом жилища и хоз. построек, бортничеством, ремёслами и промыслами; женщины — домашним х‑вом, вязанием, ткачеством, ковроделием, сукноделием и др. Дети помогали по х‑ву: ухаживали за скотом, домашней птицей и т.п. В баш. семье обычно было 7—8 детей (до 6—7 лет воспитанием мальчиков в осн. занималась мать, затем — отец). При женитьбе или замужестве соблюдался принцип старшинства. Традиц. семейный этикет строился на почитании старших младшими, родителей. К старшим было принято обращаться в соотв. с терминами родства. Замужней женщине запрещалось разговаривать со старшими родственниками мужа, посещать обществ. места и др. Семьи совместно устраивали праздники, проводили разл. обряды, участвовали в орг‑ции и проведении свадеб, похорон и др.

К нач. 20 в. чёткий порядок наследования и раздела имущества у башкир не сложился. В традиц. баш. семье состоящих в браке сыновей после рождения у них детей и женитьбы след. сына, как правило, отделяли, обеспечив частью семейного имущества, домом. Дочери свою долю наследства получали в виде приданого, к ним также переходило личное имущество матери. Младший сын являлся наследником отца и должен был ухаживать за престарелыми родителями. В случае преждевременной смерти отца функции главы семьи возлагались на старшего сына. Согласно шариату, жена могла претендовать на 1/6 долю наследства мужа (супруг — на 1/3 наследства жены) и сохраняла право на оставшуюся часть махра (компенсация, чаще в виде имущества, к‑рая остаётся в собственности жены в случае развода по инициативе мужа или его смерти). Если женщина впоследствии выходила замуж за человека из др. семьи, ей возвращали приданое, дети оставались в семье умершего мужа. Наследниками считался широкий круг родственников, преимуществом пользовались по прямой линии родства перед боковой, отцовской — перед материнской, муж. — перед женской. Право на вотчинное владение землёй передавалось в осн. по муж. линии. В кон. 19 — нач. 20 в. становится традицией наследование по завещанию. При возникновении разногласий обращались к мулле или органам власти. С.‑б.о. башкир в 20 в. претерпели изменения, обусловленные соц.‑экон., полит. и др. факторами; регулируются Семейным кодексом РБ (1994), др. законами и правовыми актами.

Лит.: Асфандияров А.З. Семья и брак у башкир в ХVIII — первой половине XIX в. Уфа, 1989.

Г.А.Киньябаева


БРАК

СЕМЬЯ

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

СИСТЕМА РОДСТВА

Текст на башкирском языке

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика