Материалы

ФОЛЬКЛОР МОРДВЫ Респуб­лики Башкортостан, характеризуется разнообразием жанровой системы. На Ф.м. оказали влияние процесс христианизации и длит. проживание в полиэтнич. среде, в осн. среди русских и чувашей. В то же время в Ф.м. сохранились элементы языч. воззрений, к‑рые прослеживаются в разл. жанрах. Особенно устойчивы календарно‑обрядовые песни (эрзян. морот): о мироздании и появлении обычаев на земле (“Древний обычай каков?”), священных деревьях (“Яблоня”, “Толстый дуб”), мифол. покровителях живой и неживой природы (“Норовава и Комлява заспорили”). Значит. место в Ф.м. занимают лирич. песни о мироздании и труде, семейной жизни, рекрутчине и сол­датчине, переселенцах. Широко представлены ист. песни: о Е.И.Пугачёве, завоевателях-ногайцах, героич. борьбе против иноземных захватчиков (“На опушке леса”, “Сестра с братцем в ногайском полоне”), песенные заклинания (эрзян. сееремат, мокшан серьгядемат) дождя, радуги, веснянки. Среди семейно-обрядовых песен бытуют свадебные благопожелания (эрзян. шнамат) и корильные величания [паряв(ф)томат]. Большое место занимают произв. для детей: колыбельные (эрзян. лавсь морот, мокшан. нюряфнема морот), потешки (эрзян. тякань налксема морот, мокшан. шабань налхксема морот), пестушки (ванькс морот), прибаутки, за­гадки [содамоев(ф)кст], скороговорки (бойка кортамкат), игры (налксемат), сказки (евкст) о животных и бытовые. Распространены круговые песни, предания (евтнемат), легенды (легендат; все — эрзян.) и др.

Сбором Ф.м. в кон. 19 в. занимался А.Ф.Юртов, им изданы кн. “Образцы мордовской народной словесности. Выпуск 1. Песни на эрзянском и некоторые на мокшан­ском наречии” (1882), “Образцы мордовской народной словесности. Выпуск 2. Сказки и загадки на эрзян­ском наречии мордовского языка с русским переводом” (1883; обе — Казань). Материалы по Ф.м. содержатся в сб‑ках этнографа М.Е.Евсевьева “Эрзянские сказки”, “Эрзян­ские песни” (1928, оба — на морд. яз.). В респ. в 50‑е гг. 20 в. Ин‑том этнографии АН СССР (Москва) совм. с учёными Мордовии (фольк­лористы Н.И.Бояркин, В.Л.Имайкина, А.И.Маскаев, К.Т.Самородов, ис­кусствовед В.С.Брыжинский) проведены фольк. эксп., результаты к‑рых обобщены в тр. Маскаева “Мордовская народная сказка” (1947), “Мор­довская народная эпическая песня” (1964), Самородова “Мордовские по­словицы и загадки” (1959), “Мордовская обрядовая поэзия” (1980), И.С.Сибиряка “Мордовские народные песни Заволжья и Сибири” (1982). Образцы Ф.м. содержатся в материалах эксп. Ин‑та этнографии АН СССР 60‑х гг. (рук. В.Н.Белицер), по итогам к‑рых изданы тр. “Мордва. Историко‑этнографические очерки” (1981), “Мордва Заволжья” (1994), “Мордва. Историко‑культур­ные очерки” (1995). Изучением куль­туры мордвы Башкортостана занимается этнограф М.В.Мурзабулатов.

А.Г.Карпова


Фольклор народов Башкортостана

МОРДВА

Яндекс.Метрика