Материалы

СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ башкирская, произв. баш. фольклора, вербально-поэтич. составляющая семейно-бытовых обрядов. В основе С.-б.о.п. лежит вера в магич. силу слова. Жанры: заговоры, песни, благопожелания (теләк), насихаты, мунажаты и др.

Произв. С.-б.о.п. сопровождали все этапы жизни человека, его хоз.-бытовую деят‑сть. Фольклор дородового периода жизни включал заклинания, благопожелания. Женщина, страдающая бесплодием, просила ребёнка у божеств Земли, Воды, Ветра и др.: “Бер ус тупраҡ, /Бер тамсы һыу етер, /И, Хоҙайым, бала бир!” (“Горстки почвы, /Капли воды хватит, /О, Ходай, дитя дай!”). Родинные обряды сопровождались приговорами повивальной бабки, обращёнными к ещё не родившемуся дитя для облегчения родов: “Башың менән кил, /Ашың менән кил, /Алдыма һалам, /Ерҙән алған балам, /Инәһенә оҡшамаған, /Ер-Әсәгә оҡшаған!” (“Головой иди, /С пищей своей иди, /Беру тебя, /Из земли взятое дитя, /На мать не похожее, /На Землю-Мать похожее дитя!”); благопожеланиями (произносились возле рожениц, во время приготовления ритуальной пищи, после совм. трапезы и т.д.): “Ауыҙың баллы, тормошоң татлы булһын!” (“Уста пусть будут медовые, а жизнь — сладкой!”). Во время первого купания ребёнка в бане произносились благопожелания, насихаты и обережные формулы: “Минең балам түгел әле, /Айыу, бүре балаһы!” (“Не моё дитя, /А дитя медведя и волка!”). Колыбельные песни — речитативные тексты дидактич. содержания, исполняемые в монотонной, успокаивающей манере — были нацелены на приобщение к нормам морали, культуре, предопределение судьбы ребёнка: “Бәү-бәү-бәү генә, /Булыр әле дәү генә, /Булыр әле дәү генә лә, /Быуынға берәү генә!” (“Баю-баю-баиньки, /Станет он взросленький, /Станет он большенький, /На всё поколение единственный!”).

Во время свадебных обрядовисполнялись сенляу, любовные песни — песнопения “яр-яр” (баш. йәр — возлюбленный; йәр-йәр әйтеү), направленные на укрепление чувств: “Берең — яҡут, берең — гәүһәр, /Ҡушылдығыҙ, йәр-йәр, /Берең — көмөш, берең — уҡа, /Ишелдегеҙ, йәр-йәр!” (“Один — янтарь, другая — жемчуг, /Соединились, яр-яр, /Один — серебро, другая — позумент, /Сплелись вы, яр-яр!”); произносились благопожелания, насихаты.

Фольклор погребальных обрядов включал мунажаты, хыктау, поэтич. завещания (васыят), обращения к умершему: “Ауылға йыш ҡайтма, /Йәш-йәштәрҙе алма, /Төштәрҙе бутама!” (“В деревню часто не являйся, /Молодых не трогай, /Сны не путай!”). Хоз.-бытовая деят‑сть (кошмоделие, стрижка овец, плетение, сплав плотов и т.д.) и праздники сопровождались алгышами, заговорами, речитациями, песнями, присказками: “Эшем, эшем, эш ҡары, /Дошман һүҙе тыш ҡары.” (“Работа моя пусть ладится, /Дурной глаз пусть не коснётся.”), целит. и магич. обряды — заговорами, заклинаниями.

Речитативно-поэтич. обращения позволяют сохранить в памяти народа функциональные, исполнит. особенности обрядов и правильно их применять.

Лит.: Башҡорт халыҡ ижады. 1‑се т. Йола фольклоры. Өфө, 1995; Султангареева Р.А. Жизнь человека в обряде. Уфа, 2006.

Р.А.Султангареева

Жанры обрядовой поэзии

Текст на башкирском языке
 

Яндекс.Метрика