Материалы

ПОВЕРЬЕ 1) (ышаныу, хөрәфәт) вера в сверхъестественные явления; составная часть мифологии. П. отражают анимистич., тотемистич. и др. языческие воззрения башкир (см. Верования доисламские).

2) (ырым, юрау) предсказание (предвидение), основанное на мистич. связи событий в жизни человека с определ. явлениями (ср. Примета). П. отражают тип хоз. деят‑сти народа, его мировоззрение, психологию, традиции и обычаи. Баш. П. связаны с: 1) тотемистич. и анимистич. представлениями (см. Тотемизм, Анимизм): “Туҙбаш йыланды үлтерһәң, йортҡа ҡаза килә” — “Если убьёшь ужа, в дом беда придёт”, “Ҡойроҡло йондоҙ афәт килтерә” — “Явление кометы предвещает беду”, “Ерҙәге ташты ҡуҙғалтһаң, ел сығыр” — “Если камень, лежащий на земле, сдвинуть с места, поднимется ветер” и т.д.; 2) физиологич. особенностями человека: “Ҡаш бер-береһенә яҡын булып үҫһә, кеше кәләште яҡындан ала” — “Тот, у кого брови на переносице срастаются, невесту неподалёку найдёт”, “Оло ҡолаҡлы кеше ялҡау була” — “У кого уши большие, тот лентяй”; 3) хозяйств.-бытовой деят‑стью: “Тауыҡ, өйрәк, ҡаҙҙы көтөү ҡайтҡанда баҫырға ултыртһаң, себеш күп була” — “Если гусей, уток или кур сажаешь на выводку во время возвращения стада, цыплят много выводится”, “Һыйыр игеҙ быҙаулаһа, йә үҙ башына, йә хужаның башына булыр” — “Если корова отелится двойней — или себе на беду, или хозяину” и т.д.; и др. На основе П. возникли запреты (тыйыуҙар): “Утҡа төкөрмә, ауыҙың ҡутырлар” — “Не плюй в огонь — рот покроется коростой”, “Кис иҙән һепермә — фәҡирлек килер” — “Не подметай пол вечером — бедность придёт”, “Бала яңағына таянып ултырмаһын — етем ҡалыр” — “Пусть ребёнок не опирается щекой на руку — сиротой останется”. П. бытует в фольклоре многих народов.

Лит.: Галин С.Ә. Башҡорт халҡының ауыҙ-тел ижады. Өфө, 2004; Башҡорт халыҡ ижады. 10‑сы т. Мәҡәлдәр һәм әйтемдәр. Өфө, 2006; Башкирское народное творчество. Т.7. Пословицы, поговорки. Приметы. Загадки. Уфа, 1993.

Л.Н.Искакова, И.С.Сырлыбаева


См. также

ВЕРОВАНИЯ ДОИСЛАМСКИЕ

МИФОЛОГИЯ

ПРИМЕТА

Яндекс.Метрика