Материалы

ПЕРВОПРЕДОК, в мифологии прародитель человечества, этноса, рода или племени. Деят‑сть П. относится исключительно к мифич. (“первоначальному”) времени. П. нередко выполняет функции демиурга, культурного героя.

Согласно баш. мифологии, первый человек появляется от огня и (или) воды: при ударе молнии о скалу или от проникновения солнечного луча в углубление в земле, наполн. водой (мифы об алпах — исполинах). В эпосе “Урал-батыр” прародителями человечества выступают старик Янбирде (Йәнбирҙе; баш., букв. — давший жизнь) и его жена Янбика (Йәнбикә; от баш. йән — душа и бикә — госпожа): “Ҡайҙан бында килеүен, /Ата-әсә, ер-һыуын /Ҡайҙа тороп ҡалғанын /Үҙҙәре лә онотҡан, /Икәүҙән-икәү шул ерҙә /Башлап ғүмер һөргәндәр...” (“Как на земле оказались той, /Где мать, отец их, где край родной, /Говорят, они сами забыли. /Так или нет, в стороне морской /Жизни семя они заронили...”). Их сыновья, братья-антагонисты Урал-батыр и Шульган, в эпосе олицетворяют Космос и Хаос, Добро и Зло. Урал-батыр является первым человеком (смертным), с его смертью заканчивается мифич. время. Его сыновья и внуки дают начало человеч. роду. В этногонич. мифах и легендах П. баш. племён и родов выступают тотемные животные (см. Тотемизм) или демонологич. существа (шайтан, шурале).

З.Г.Аминев


См. также

МИФЫ

ТОТЕМИЗМ

Яндекс.Метрика