Материалы

СИБАЙСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ им. А.Мубарякова государственный башкирский. Создан в 1931 в г.Стерлитамак как 2‑й Респ. баш. профессиональный т‑р, с 1932 Баш. межрайонный передвижной т‑р, с этого же года Баймакский колх.совх. т‑р, с 1957 Сибайский гос. колх.-совх. баш. т‑р, с 1961 Целинный т‑р БАССР, с 1968 Сибайский гор. баш. т‑р драмы, с 1976 совр. статус. В 1991 присвоено имя А.К.Мубарякова.

Первый гл. реж. — Мубаряков, ответств. рук. —  Ш.Суяргулов. В первый состав труппы входили выпускники Баш. техникума иск‑в А.Абдуллин, Г.Б.Абзгильдина, С.Н.Саитов, М.Г.Хабибуллин, С.Янбухтина и др. Первый спектакль т‑ра — “Дау” (“Бунт”) А.Глебова в постановке М.А.Магадеева. Репертуар включал произв. баш. (“Маҡтымһылыу” — “Мактымхылу” и “Ҡарағол” — “Карагул” Д.Юлтыя, “Башкорт туйы”, “Ҡарлуғас” — “Карлугас” Б.Бикбая), тат. (“Ташҡындар” — “Потоки” Т.Гиззата, “Беренсе театр” — “Первое представление” Г.Камала, “Зифа” Н.Исанбета), рус. классич. (“Ғәйепһеҙ ғәйеплеләр” — “Без вины виноватые” А.Н.Островского, “Өйләнеү” — “Женитьба” Н.В.Гоголя) драматургии; пьесы о коллективизации и индустриализации (“Баймаҡ” — “Баймак” и “Алатау” А.М.Тагирова, “Һаҡмар” — “Хакмар” и “Дуҫлыҡ һәм мөхәббәт” — “Дружба и любовь” С.М.Мифтахова, “Яҙғы йыр” — “Весенняя песня” К.Идрисова) и др. Постановки осуществляли К.Г.Бакиров, А.С.Садыков, Саитов, Г.Ф.Сарбаев, Е.Сыртланова-Шляхтина, Г.Г.Ушанов; над худ. оформлением работали М.Н.Арсланов, Г.Ш.Арсланова (см. Г.Ш.Имашева); муз. — Х.Мансуровский, Р.А.Муртазин, также певцы и кураисты Х.Б.Ахметов, Г.З.Сулейманов, И.И.Дильмухаметов, Р.З.Янбеков и др. В коллектив вошли Я.З.Абитаева, М.Азаматова, С.Батыршина, Г.Х.Ирназарова, К.И.Ихсанова, М.Г.Лукманов, Б.М.Магадеева, М.Х.Хисматуллин, С.Ягафаров и др.

В годы Великой Отечественной войны в труппу входили в осн. женщины. Ставились гл. обр. одноактные пьесы на военно-патриотич. тему, концерты, а также драмы: “Ватан саҡыра” (“Родина зовёт!”) Х.К.Ибрагимова, “Урман шаулай” (“Лес шумит”) Р.Нигмати, “Бисәкәй” (“Жёнушка”) Мубарякова, “Ҡайтыу” (“Возвращение”) Р.Ф.Ишмурата. Успехом пользовались соц.-ист. драмы (“Таңсулпан” — “Тансулпан” К.Даяна, “Ҡаһым түрә” — “Кахым-туря” Б.Бикбая), музыкальные комедии (“Башмагым” и “Еҙнәкәй” — “Зятёк” Ибрагимова).

В послевоен. годы в репертуаре появляются произв., пронизанные пафосом возрождения страны после войны, трудового энтузиазма (“Яңғыҙ ҡайын” — “Одинокая берёза” и “Ҡыҙ урлау” — “Похищение девушки” М.Карима, “Тальян гармун” – “Тальянка” Г.Г.Ахметшина, “Ирәндек” — “Ирендык” М.А.Хайдарова, “Бажалар” — “Свояки” И.А.Абдуллина), героич. драмы (“Салауат” — “Салават” по пьесе “Салават, или Горсть пепла” Я.В.Апушкина, “Геройҙар” — “Герои” по роману “Молодая гвардия” А.А.Фадеева). Глубоким драматизмом, поэтичностью и музыкальностью выделялся спектакль Сарбаева (гл. реж. в 1959—64) “Тормош йыры” — “Песня жизни” М.Амира. Постановки также осуществляли Бакиров, Ф.Г.Галяутдинов, Лукманов, Саитов; над худ. оформлением работали Г.Я.Аллабердин, Б.Султангильдин, Н.Ф.Файзрахманова, А.Фахреев. В 40‑е — нач. 50‑х гг. в труппу были приняты М.Ахметгалеева, М.А.Емалетдинова, Х.И.Курсаев, Х. и М.Ф. Минлишевы, Ш.М.Сиразетдинова, З.Х.Ханов, К.М.Хусаинов, выпускники Баш. театрально-худ. уч‑ща Г.Г.Гилязев, А.Х.Дильмухаметова, Р.Д.Кагарманова, К.Х.Хабибуллина, Х.К.Хасанов и др.

Переезд т‑ра в г.Сибай, изменение статуса и обновление труппы расширили тематику репертуара, обогатили худ.-эстетич. принципы творч. деят‑сти т‑ра. В репертуаре появились произв. заруб. лит‑ры (“Тартюф” Мольера, “Тайфун” Цао Юя) и драматургии народов СССР (“Хөкөм” — “Трибунал” А.Е.Макаёнка, “Юлдан яҙған бала” — “Блудный сын” Э.Раннета, “Хәйләкәр Буҙамша” — “Хитрый Будамша” Ц.Шагжина, “Аршин мал алан” У.А.Гаджибекова) и др. Яркой страницей в истории т‑ра явилось тв‑во Р.М.Аюпова (гл. реж. в 1964—68); его постановки “Ай тотолган тондэ”, “Кеше бәхете” (“Человеческое счастье”) Н.Асанбаева, “Һалдат улы” (“Сын солдата”) А.М.Мирзагитова отличались цельностью худ. замысла, эмоц. силой. Реж. Галяутдинов обращался также к пьесам начинающих в то время баш. драматургов: “Мөхәббәт һәм енәйәт” (“Любовь и преступление”) и “Иртәнге томан” (“Утренний туман”) Ф.В.Богданова, “Бөркөт ҡанаты” (“Крыло беркута”) Г.Исхакова, “Ҡойма ямғырҙа” (“Под проливным дождём”) Н.Гаитбая и др. Над спектаклями также работали А.А.Муат, К.Р.Надиршин, В.К.Сайфуллин, Х.М.Усманов; худ. оформлением — А.Г.Мустафин, Х.Насыров, муз. — М.Н.Хасанов, М.А.Худайгулов. В 60—70‑е гг. в коллектив вошли выпускники ГИТИСа Р.М.Адельшина, Ф.М.Асмандияров, Ш.С.Кулибаева; УГИИ и Уфим. уч‑ща иск‑в — З.Г.Баязитова, З.С.Валитов, К.Б.Исламгулова, В.Г.Калмантаева, М.А.Нигматуллин, Р.Г.Сайфуллин, Р.М.Салимгареева, Ф.Ф.Хасанова, Р.Н.Худайгулова, В.Б.Юсупов, М.А.Ямилев, А.К.Янбеков и др.

В сер. 70‑х гг. репертуар пополнили трагедии (“Салауат. Өн аралаш ете төш” — “Салават. Семь сновидений сквозь явь” М.Карима), драмы (“Зәйтүнгөл” — “Зайтунгуль” и “Аҡ сирендәр” — “Белая сирень” Асанбаева), комедии (“Диләфрүзгә дүрт кейәү” — “Четыре жениха Диляфруз” Т.Г.Миннуллина), трагикомедии (“Китәм инде!” — “Ухожу!” Р.Хамида), произв. заруб. лит‑ры (“Мәкер һәм мөхәббәт” — “Коварство и любовь” Ф.Шиллера, “Ганг ҡыҙы” — “Дочь Ганга” по одноим. роману Р.Тагора) и др. В 70—80‑е гг. над постановками работали Аюпов, Галяутдинов, Надиршин, А.К.Сафиуллин и др. Нац. колоритом, идейной содержательностью отличались спектакли Л.В.Валеева (гл. реж. в 1987—90; “Башҡорт туйы” — “Башкирская свадьба” М.А.Бурангулова, “Ҡыҙыл йондоҙ” — “Красная звезда” М.Гафури), психол. глубиной — Г.М.Ильясовой (“Ғәйеплеләр” — “Виноватые” А.Н.Арбузова). Труппу пополнили И.И.Гумеров, Х.А.Давлетов, Н.А.Искандарова, А.Ф.Юсупова, Р.И.Яныбаев и др. Общественно-полит. перемены 90‑х гг. нашли отражение в спектаклях “Семәрле тәхет” (“Резной трон”) И.Х.Юмагулова, “Йәйәүле Мәхмүт” (“Пеший Махмут”) М.Карима, “Һуңғы аҙым” (“Порог”) А.Дударева, “Дүрт кешелек табын” (“Стол на четверых”) и “Төн, йәки Һәҙиә менән Рәми” (“Ночь, или Хадия и Рами”) Н.Гаитбая и др. Были поставлены комедии рус. (“Берәү бөлә — берәү көлә” по пьесе “Свои люди — сочтёмся” Островского), баш. и тат. (“Башмағым” — “Башмачки” М.Файзи, “Ҡазан һөлгөһө” — “Казанское полотенце” К.Г.Тинчурина) классиков, в т.ч. муз. (“Ҡоҙаса” — “Свояченица” Б.Бикбая и З.Г.Исмагилова; спектакль — участник Дней РБ в Москве, 1997). Оригин. сценич. интерпретацией выделялся спектакль “Дон Жуан” Мольера в постановке Р.В.Исрафилова. Постановки также осуществляли Аюпов, С.Г.Афлятунов, Д.М.Галимов, Б.Н.Ибрагимов (гл. реж. в 1989—91), О.З.Ханов, Юсупов; над худ. оформлением работали Н.Г.Байбурин, Э.Р.Гиззатуллин, А.Л.-Х.Гилязев, Т.Г.Еникеев, А.Мазитов, К.Чарыев; муз. — М.Х.Ахметов, У.М.Идельбаев, Ю.Х.Узянбаев, Р.М.Хасанов; хореографией — Г.В.Акназарова, С.А.Габитова и др. В состав труппы вошли Р.Р.Абдуллина, А.И.Бахтиева, А.Х.Галлямова, Ю.Ш.Гайнуллин, М.С.Итбаев, А.М. и М.М. Кутушевы, Ф.Ф.Урманшин, А.Ф.Шайхисламов и др.

С нач. 2000‑х гг. т‑р, основываясь на самобытных нац. традициях, обогащает репертуар, гл. обр. произведениями совр. баш. лит‑ры; реж. Галимов осуществил постановки пьес Ф.М.Булякова (“Ҡыҙҙар ни өсөн илай?” — “Отчего девчонки плачут?”, “Һөйәһеңме—һөймәйһеңме?” — “Любишь—не любишь?”, “Бәлеш” — “Пирог”, “Эх, буйҙаҡтар, буйҙаҡтар...” — “Холостяки”), Т.Ганиевой (“Тамарис”; приз зрит. симпатий на Междунар. фестивале “Туганлык”, 2000), Т.Х.Гариповой (“Төштәге йыр” — “Песнь во сне”, “Китмәгеҙ, торналар!” — “Не улетайте, журавли!”, “Тәңкәле ҡыҙ” — “Танкабика”), Р.М.Кинзябаева (“Эх, Байтимер дуҫ...” — “Эх, друг Байтимер...”, “Гүргә инер сер ине” — “Роковая тайна”) и др. Трагедийным звучанием наполнена драма “Әсә хөкөмө” (“Суд матери”) А.К.Атнабаева, филос. — драма-размышление “Аҡмулланың аҡ төндәре” (“Белые ночи Акмуллы”) Н.Гаитбая, метафоричностью — фантасмагория “Бәхеткә ҡасҡандар” (“Убежавшие в счастье”) Гариповой (все — в постановке Афлятунова). В эти годы в труппу были приняты В.Н.Гильманов, Р.Г.Саникина, А.А.Янбеков, выпускники Театр. уч‑ща им. М.С.Щепкина Р.М.Мифтахетдинов, Л.Д.Рустанова, Г.И.Усманова и др. С.т.д. гастролировал по России. Дир.: Асмандияров (с 1961), В.Х.Фатхуллин (в 1967—74), Кагарманова (с 1975), Галимов (с 1987, одновр. худ. рук.). С 1932 располагался в разл. помещениях, с 2004 имеет собств. здание по ул. З.Валиди, действует музей т‑ра. В 2008 на здании С.т.д. установлена мемор. доска, посв. Мубарякову.

Лит.: Ғүмерҙәрҙә сәхнә балҡышы= Жизнь в лучах рампы. Сибай, 2007.

С.С.Саитов


Театры Башкортостана

http://sibdramteatr.ru/

МУБАРЯКОВ Арслан Котлыахметович  


Яндекс.Метрика