Материалы

РОМАНС (исп. romance), муз.‑поэтич. произв. для голоса с инстр. сопровождением; жанр камерной вокальной музыки. От песни Р. отличается большим разнообразием муз. форм, преим. разомкнутых, наличием обязат. инстр. сопровождения, субъективностью содержания, индивидуализацией образного воплощения.

В Башкортостане Р. получил развитие в 50—60‑е гг. 20 в. Интонационно‑стилистич. основой его явились узун‑кюй, халмак‑кюй, традиции рус. классич. Р. В “чистом” виде Р. представлен в тв‑ве Х.Ф.Ахметова, С.А.Низаметдинова. Наиб. типичной для тв‑ва баш. композиторов является песня‑Р., в к‑рой сочетаются признаки обоих жанров: “Былбылым” (“Весенняя песня”, на стихи Я.Кулмыя), “Һағынырмын Уралтау буйҙарын” (“Тоска по долинам Уральских гор”, на стихи Г.Х.Зайнашевой), “Урман шаулар” (“Шумит мой лес”, на стихи Р.С.Назарова) З.Г.Исмагилова; “Ал да нур сәс халҡыңа” (“Неси людям солнца свет”) Ахметова на стихи Ш.Бабича; “Ҡыр ҡаҙҙары” (“Дикие гуси”, на стихи М.Сюндюкле), “Елдәр” (“Ветры”, на стихи Р.Т.Бикбаева), “Йырлай турғай” (“Поёт жаворонок”, на стихи Г.З.Рамазанова) Н.Г.Сабитова; “Һалҡын шишмә” (“Студёный ручей”) Р.А.Муртазина на стихи Ш.Биккула. В баш. музыке также сложились жанровые разновидности Р.: пейзаж (“Төнгө Урал” — “Ночной Урал”, на стихи К.Даяна), элегия (“Я помню сиянье твоих волос”, из цикла “Русская лирика”, на стихи С.А.Есенина; оба – Ахметова), монолог (“Бер йылы һүҙ әйталманым һиңә” — “Как много я хочу тебе сказать” Исмагилова на стихи Н.Наджми).

С сер. 60‑х гг. баш. композиторы объединяют Р. в вок. цикл: 12 вок. циклов Ахметова, циклы Исмагилова на стихи М.Карима, Салавата Юлаева, “Гляжу в глаза” Сабитова на стихи М.Карима; циклы М.Х.Ахметова на стихи Н.С.Гумилёва, араб., кит. поэтов; А.Х.Габдрахманова на стихи Х.Гиляжева, Р.Я.Гарипова, Ш.Биккула, Н.Наджми; Н.А.Даутова на стихи М.Карима, Гарипова, Г.Г.Шафикова; А.М.Кубагушева на стихи А.К.Атнабаева, С.Алибая, Г.Рахима; С.Р.Сальманова на стихи Бикбаева; А.Р.Сальмановой на стихи Ф.И.Тютчева, К.Даяна; Р.Х.Сахаутдиновой на стихи Гарипова, Есенина, М.Карима; Д.Д.Хасаншина на нар. слова, стихи Ш.Ахмаматова; С.Г.Шагиахметовой на стихи японских поэтов. В кон. 20 в. в баш. Р. изменяется соотношение поэзии и музыки: появляются т.н. стихотворения с музыкой (вок. цикл “Аҡмулланың биш шиғыры” — “Пять стихотворений Акмуллы” Х.Ф.Ахметова), используются разл. приёмы вок. декламации (“Четыре эпитафии” на стихи Ш.Анака, цикл “Черновик” на стихи Н.Г.Турбиной; оба — Низаметдинова). Р. представлен в баш. операх: Р. Гульзифы в опере “Агидель тулкындары”, Р. Лермонтова — в “Memento” Низаметдинова.

Лит.: Галина Г.С. Хусаин Ахметов. Уфа, 1994; её же. Загир Исмагилов. Уфа, 1997; Каримова С.Ю. Камерный вокальный цикл в творчестве башкирских композиторов. Уфа, 2010.

 

 Г.С.Галина

Музыкальные сочинения

Музыкальные направления

Яндекс.Метрика