Материалы

ПЕСНЯ, род словесно‑муз. иск‑ва; наиб. распространённый жанр вокальной музыки. Типологич. признаками П. являются куплетно‑строфич. форма, необязательность инстр. сопровождения, обобщённость образного воплощения, завершённость композиции и распевность мелодики. Различают П. нар. и проф.; по типу повествования — эпико‑лирич., лирич.; функц. особенностям — обрядовые, необрядовые; хронологии — фольклор, П. сов. периода, совр.; тематике — патриотич., ист. (о Крестьянской войне 1773—75, Салавате Юлаеве, Отечественной войне 1812, кантонных начальниках, военной службе башкир), лирич., соц.‑бытовые, шуточные; муз.‑стилевым особенностям — кыска‑кюй, халмак‑кюй, хамак‑кюй, узун‑кюй; исполнит. составу и фактуре — с инстр. сопровождением или без него, сольные и хоровые, одноголосные и многоголосные.

В Башкортостане становление П. в 20—30‑е гг. 20 в. связано с деят‑стью комп. Г.С.Альмухаметова, М.М.Валеева, С.Габяши, Х.К.Ибрагимова, К.Ю.Рахимова. Для этого периода характерно возникновение баш. массовой П. в результате синтеза разл. песенных жанров баш. нар. музыки и сов. массовой П., в частности, маршевой П., для к‑рой типичны квартовые мелодич. ходы, пунктирный ритм и декламационность, противопоставление сольного запева и хорового припева (“Дан һиңә, Башҡортостан!” — “Слава тебе, Башкирия!” З.Г.Исмагилова на стихи Р.Нигмати, “Комсомол йыры” — “Комсомольская песня” Х.Ф.Ахметова на стихи Г.Амири).

В кон. 40‑х гг. в баш. музыку проникает вальс, что способствует возникновению жанровой разновидности П. — П.‑вальса (“Гүзәл Өфөм — баш ҡалам” — “Уфа — прекрасная столица” Ахметова на стихи Р.С.Янбулатовой, “Төнгө серенада” — “Ночная серенада” А.Х.Габдрахманова на собств. стихи). Развитие эстрадной П. в кон. 50‑х гг. связано с тв‑вом комп. Б.М.Гайсина, Н.Галеева, Т.Ш.Каримова (см. Эстрадная музыка). В 60‑е гг. композиторы обращаются к песенному циклу (циклы П. Ахметова, Р.В.Сальманова, Р.М.Хасанова, Д.Д.Хасаншина).

Дальнейшее развитие П. получает в тв‑ве Ш.Ш.Ибрагимова, Ш.З.Кульборисова, Р.А.Муртазина, Н.Г.Сабитова, Сальманова, в 70—80‑е гг. — Габдрахманова, Р.Х.Газизова, М.М. Гилязева, А.С.Даутова, Н.А.Даутова, А.М.Кубагушева, Н.А.Мустакимова, С.А.Низаметдинова, Р.Х.Сахаутдиновой, Хасанова, Т.М.Шарипова. С 90‑х гг. баш. массовая П. перерождается в П. концертного типа (“Ҡыр ҡаҙҙары” — “Дикие гуси” Н.А.Даутова и “Ғашиҡ бул!” — “Влюбись!” Низаметдинова на стихи Д.Х.Булгаковой, “Ромашка” А.Т.Каримова на стихи У.К.Киньябулатова, “Мөхәббәтеңә ышанам” — “Я верю в твою любовь” Кубагушева на стихи Р.Б.Ахмадиева).

С кон. 20 в. баш. П. развивается в двух направлениях: академ. песенно‑романсное (Г.С.Давлетбердин, С.Р.Сальманов, А.Р.Сальманова и др.; см. Романс) и популярное эстрадное (А.Б.Туктагулов, Ю.Х.Узянбаев и др.). Муз.‑стилистич. свойства П. оказали большое влияние на баш. оперную, балетную, симф., камерно‑инстр. музыку. Особое место в тв‑ве проф. композиторов занимают П. для детей (см. Детская музыка). Иногда П. называют инстр. соч. певучего характера (пьесы Н.А.Даутова, А.Т.Каримова, Р.Г.Касимова, Сабитова, Хасаншина, С.Г.Шагиахметовой).

Лит.: Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. 2‑е изд. М., 1965; Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа, 1976; Сулейманов Р.С. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа, 1995.

 Г.С.Галина


Башкирские народные песни

Виды искусства

Жанры башкирской народной вокальной музыки

Композиторы

Певцы и музыканты

См. также

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

НАРОДНАЯ МУЗЫКА

 

Яндекс.Метрика