Материалы

ПОВЕСТЬ, средний между рассказом и романом эпич. жанр; прозаич. произв., в к‑ром изображается цепь эпизодов, составляющих определ. период жизни гл. персонажа, события группируются вокруг одного или двух героев, используются одна или две сюжетные линии.

В башкирской литературе П. развивалась на традициях вост. жанров кисса и дастан. Первые П. появились во 2‑й пол. 19 – нач. 20 вв.: “Сәлимә” (1899; “Салима”) и “Әсмә” (1903; “Асма”) Р.Ф.Фахретдинова, “Йыһанша хәҙрәт” (1908; “Йыханшахазрет”) З.Хади, “Ярлылар, йәки Өйҙәш ҡатын” (1909; “Бедняки”) М.Гафури, “Аталарға – ғибрәт, йәштәргә – дәрес” (1910; “Отцам – поучение, молодым – урок”) З.Уммати, “Бәхетһеҙҙәр” (1911; “Несчастные”) Х.Сагди и др. Последующее развитие жанра связано с именами А.М.Тагирова, И.Насыри, Х.Л.Давлетшиной, А.Карная, Б.Бикбая и др. Жанр становится популярным во 2‑й пол. 20 в., развиваются П. соц.‑бытовые и соц.‑нравств. (“Ярлыҡау”, 1986 – в рус. пер. “Помилование”, 1987, М.Карим; “Уйҙар, уйҙар...” – “Думы, думы...”, 1963, З.А.Биишева; “Үр елдәре” – “Ветры верховые”, 1984, Б.З.Рафиков; “Төпкөлдән төшкән килен” – “Невеста из глухомани”, 1981, Н.С.Мусин; “Ҡытайгород” – “Китайгород”, 2003, А.М.Аминев и др.), док. и ист.‑биогр. (“Ниндәй көн был...” – “Что за день...”, 1992, Асылгужа; “Тау артында ниҙәр бар” – “Что там за холмом?”, 1997, А.Генатулин; “Алдар батыр ҡиссаһы”, 1986 – в рус. пер. “Повесть об Алдар‑батыре”, 1993, Г.Б.Хусаинов; “Декабрь йондоҙҙары” – “Декабрьские звёзды”, 2001, М.Х.Идельбаев и др.), приключенч. (“Нисә йәш һиңә, комиссар?”, 1965 – в рус. пер. “Сколько лет тебе, комиссар?”, 1966, А.Г.Бикчентаев; “Упҡын ситендә бейеү”, 1981 – в рус. пер. “Танец над пропастью”, 1985, Д.М.Буляков; “Йыртҡыс ҡаны” – “Кровь хищника”, 2003, Г.М.Якупова и др.) и науч.‑фантастич. (“Лоулла”, 1981 и “Йыһан азаматтары” – “Азаматы Вселенной”, 1987, Рафиков; “Ҡара ҡумта” – “Чёрный ящик”, 1990 и “Ҡапҡан” – “Капкан”, 1993, Н.Гаитбай; “Таң алдынан ҡайтырмын” – “Вернусь на рассвете”, 1996, Ф.А.Исхакова и др.), лирико‑романтические (“Һуңлап килгән моң”, 1980 – в рус. пер. “Позднее раскаяние”, 1988, Р.Н.Баимов; “Ҡыңғырау сәскә” – “Колокольчик”, 1979, Буляков; “Көслө ҡошсоҡ һин, сыйырсыҡ” – “Сильная ты птичка, скворец”, 1973, Я.Н.Валеев; “Йәйғор” – “Радуга”, 1975, А.Хаким и др.). Совр. П. свойственны эпичность повествования, соц.‑психол. анализ, связующий воедино обществ. деят‑сть героя и его внутр., интимный мир, напряжённое развитие сюжета.

Лит.: Р а м а з а н о в Ғ.З. Башҡорт повесе //Башҡорт әҙәбиәтендә жанрҙар проблемаһы. Өфө, 1973; Ә х м ә т й ә н о в К.Ә. Әҙәбиәт теорияһы. Өфө, 1985; И с к у ж и н а Н.Д. Эволюция жанровых форм башкирской повести. Уфа, 2007.

 Н.Д.Искужина


Жанры прозы

Яндекс.Метрика