Материалы

ПОРТРЕТ (франц. portrait), жанр изобразительного искусства; изображение человека или группы людей в живописи, графике, скульптуре. В П. изображаемый человек (модель) помимо внеш. сходства наделяется определ. характеристикой, в к-рой отражается его духовный мир. Разновидности П.: одиночный (поясной или в полный рост), парный, групповой, П.-тип (типичный образ представителя определ. соц. среды, национальности, класса, эпохи), автопортрет (изображение художником самого себя).

В Башкортостане П. появились в 20-е гг. 20 в. в тв-ве Ю.Ю.Блюменталя, К.С.Девлеткильдеева, А.П.Лежнева, В.С.Сыромятникова. В живописных П. Лежнева не ставятся иные программные задачи, помимо передачи внеш. сходства с моделью и раскрытия её характера (“Портрет Фёклы”, “Портрет жены”; оба — 1920); Сыромятникова — отражены нац. особенности внеш. облика (“Башкирка в национальном костюме”, 1928). В акварелях Девлеткильдеева (“Девушка-башкирка в голубом”, “Башкир-охотник на медведя”; обе — 1928), ставших классикой баш. изобр. иск-ва, впервые нац. тематика получает поэтич. трактовку; он наделяет свои работы высоким худ. смыслом и чувственностью, создавая обобщённые образы нац. красоты, подчёркивая достоинство своего народа, искренне любуясь наивной доверчивостью и непосредственностью деревенских жителей. Художник первым обращается к П. в технике масляной живописи (“Портрет народного артиста БАССР Г.Мингажева”, “Портрет Мажита Гафури”; оба —1937); его П. строги и лаконичны в колористич. гамме, отсутствие взаимосвязи с миром окружающих модель предметов позволяет сосредоточить внимание лишь на выразительности и одухотворённости лиц.

В годы Великой Отечественной войны карандашные П. бойцов, находившихся в уфим. госпитале, создаёт Девлеткильдеев, на фронте — Г.Ш.Имашева, Г.В.Огородов, А.Т. Платонов. Герои произв. В.П.Андреева — люди, работавшие в тылу: “Колхозник Араслан Сафаргалин” (1942), “Портрет колхозника в тюбетейке” (1943) и др. Ведущим мастером П. послевоен. периода становится Г.С.Мустафин (“Портрет связистки”, 1946). Широкое развитие портретный жанр получает со 2-й пол. 20 в. (А.С.Арсланов, Ф.А.Кащеев, Г.М. Круглов, А.А.Кузнецов, Р.Ф.Усманов).

Серию П. деятелей баш. культуры создаёт Р.М.Нурмухаметов: “Портрет писателя Сагита Агиша” (1953), “Портрет народной артистки СССР З.Насретдиновой” (1955). В 60—70-е гг. П. становится одним из вед. жанров в его тв-ве: “Бульдозерист Ризван Гареев” (1961), “Старый чабан” (1962), “Доярка Рыскулова” (1963), “Портрет заслуженного врача РСФСР В.А.Гизатуллина” (1967), “Портрет народной артистки РСФСР Г.Сулеймановой и заслуженного артиста РСФСР Ф.Саттарова” (1969) и др. В яркой по колориту живописи художника, проникнутой оптимизмом, П. часто переходит в П.-тип, а иногда приближается к сюжетной картине: “За самоваром” (1962), “И вновь на родине” (1981), посв. М.В.Нестерову. В числе живописных П. — выразит. и психологически точные “Поэт Т.Арслан” (1973) Арсланова, “Портрет народного поэта Мустая Карима” (1978) и “Портрет А.Х.Ситдиковой” (1979) А.Ф.Лутфуллина. Эти произв. открывают зрителю образы творч. людей, чей талант принёс славу баш. культуре. В трактовке Лутфуллина П. нередко обретают драм. окраску (“Старуха у окна”, 1978). Образы деревенских жителей раскрываются в серии П. односельчан (60—80-е гг.), ист. личности — в работе “Портрет Заки Валиди” (1996), творч. людей — “Портрет композитора Х.Ахметова” (1977), “Портрет поэта Хасана Туфана” (1995).

Стремлением баш. художников к многостороннему познанию личности, поисками большей выразительности живописного языка отмечены работы Е.О.Клеймёнова (“Портрет Кати”, 1990), Р.М.Абдуллина (“Портрет сына”, 1980; “Сын”, 1993), И.И.Гаянова (“Портрет девушки”, “Лейла”; оба — 1989), М.И.Давлетбаева (“Женский портрет”, 1985; “Портрет Фаи”, 1990); академичные по изобр. и выразит. средствам произв. И.Г.Бикбулатова (“Портрет народной артистки РСФСР Н.Ирсаевой”, 1984; “Портрет Тансулпан Бабичевой”, 1987), Р.С.Хабирова (“Портрет Б.Домашникова”, “Портрет З.Бикбулатовой”, “Портрет З.Насретдиновой”, все — 1989; “Охотник”, “Лилия”, оба — 2007); графичные, выразит. и психологически точные П. живописцев Б.Ф.Домашникова, Е.А.Винокурова, В.М.Ханнанова и скульптора Ф.С.Нуриахметова, выполненные Р.А.Шарифуллиным в нач. 2000-х гг.; работы У.Г.Мухаметшина (“Портрет К.С.Девлеткильдеева”, 1981 и “Мифтахетдин Акмулла”); многофигурные композиции Г.Г.Калитова ≪Доярки колхоза “Уныш”≫ (обе — 1988), групповой П. изв. деятелей баш. театр. иск-ва “Созвездие” (2002, совм. с Р.С.Зайнетдиновым).

Значит. место в портретном жанре занимает автопортрет, ставший откровением баш. художников Л.Б. Абузарова, В.Я.Батищева, А.Д.Бурзянцева, Ф.Р.Ергалиева, Е.А.Захаровой, А.Ш.Кашаева, Кащеева, Клеймёнова, Лежнева, С.В.Маджара и др., керамиста В.Г.Кузнецовой и скульпторов Н.А.Калинушкина, В.Г.Лобанова. Образы современников нашли яркое воплощение в печатной графике: “Доярка Харасова” (1962), “Молодая колхозница” (1963), “Учитель из Бурзяна”, “Писатель А.Г.Бикчентаев” (обе — 1970; все — монотипия), “Художник Б.Ф.Домашников” (1974; офорт) Б.Я.Палехи, “Герой Социалистического Труда Р.Яхин” (1984; офорт) Э.М.Саитова. Ист. лицам посвящены мн. гравюры А.Г.Королевского: “Иван Якутов” (1977), “С.Т.Аксаков” (1992), “Кинзя” (1997).

И.Н.Оськина


Жанры изобразительного искусства

Картины в жанре портрета

Яндекс.Метрика