Материалы

ПЛАКАТ (нем. Plakat), вид графики; произв. изобразительного искусства с лаконичным, броским изображением, выполняемое в агитац., рекламных, информац. или уч. целях, воспринимаемое с большого расстояния. В П. применяются изобразит. метафоры, символы; важную роль играет шрифт, расположение текста, цветовое решение. Цвет в П. имеет декор., эмоц. и смысловое значение. П. создаются в осн. полиграфич. способом.

В Башкортостане до революции 1917 получил развитие рекламный П. в виде шрифтовых афиш. В годы Гражданской войны появились тиражируемые с помощью трафарета “Окна РОСТА” — полит. П., к-рые распространялись по республике. В нач. 20-х гг. выпускались также П., афиши, вывески, лозунги художников Баш. рабиса (профсоюз работников иск-ва). Развитию П. способствовали выставки Ассоциации художников революционной России. В 1926 на выставке АХРР в Уфе экспонировался П. С.И.Никандрова “2000 № Красной Башкирии”. В 1927 в Уфим. худ. пролетарском музее им. Окт. рев-ции (см. Художественный музей им. М.В.Нестерова) состоялась 1-я респ. выставка П., приуроченная к 10-летию Окт. рев-ции, на к-рой было представлено 210 П., посв. гражд. войне, борьбе с капиталистич. пережитками, культурной жизни респ. и др.

В последующие годы в П. нашли отражение осн. этапы развития страны. В 1930 на выставке АХРР А.Гариповым был представлен проект П. на производств. тему “Дымящие трубы...”; в 1932 на конкурсе П. “Достижения в I пятилетке и перспективы II” — П. “Культура” И.Н.Самарина, “За национальное по форме изо искусство” М.Д.Усманова, “Пятилетка” Б.М.Пискунова, проект П.-портрета И.В.Сталина худ. К.И.Герасимова. Созданием агитац. П., посв. борьбе с кулачеством, расхитителями собственности, атеистич. пропаганде, занимались Н.А.Блинова, Р.Ф. и М.Д. Усмановы. Рекламный П. (афиши, киноплакаты) представлен работами Пискунова. В П. этого периода внимание зрителя сосредоточивалось на показе ударной работы: персонажи в них редко были обращены лицом к зрителю, активность П. заключалась в его тексте, рисунок лишь иллюстрировал выраженный в пластике образ призыва. Выпуск П. осуществляло Баш. гос. изд-во (см. “Китап”). Текст П., изданных в респ., оформлялся на баш. и рус. языках. Издавались также П. двухсторонние: на одной стороне был размещён текст, др. — изображение.

В годы Великой Отечественной войны при мастерской т-ва “Башхудожник” (см. Творческо-производственный комбинат) Н.Н.Анисифорова, Б.Д.Ежов выпускали “Окна ТАСС”, авторские работы создавал М.Н.Хазановский. Также при Уфим. гор. отделе коммун. х-ва действовала мастерская по оформлению лозунгов и П. В послевоен. годы иск-во П. стало развиваться более интенсивно. В 1947 в БГХМ состоялась выставка “Советский политический плакат”, на к-рой экспонировались работы, созданные в период с 1918. В 1951 в Уфе был проведён респ. конкурс П., приуроченный к выборам в ВС РСФСР и БАССР, где были отмечены работы Р.У.Ишбулатова, Ежова.

С кон. 50-х гг. обновляется пластич. язык, расширяется тематика П. Появляются триптихи и циклы П., в к-рых широко используются метафоры и символы. В 1968 при творч. мастерских производств. комб-тов СХ РСФСР были созданы мастерские наглядной агитации, в к-рых художники работали по заказу орг-ций над нетиражируемыми П., выполненными маслом на холсте.

В 70-е гг. в тв-ве А.А.Астраханцева, В.Я.Батищева, Г.В.Прокшина, С.А.Фадеева, А.А.Холопова П. занимает гл. место. Темы П. определяют ист. события (“Все на выборы”, “30 лет Победы над фашистской Германией” и “Решения XXV съезда КПСС — в жизнь” Астраханцева; серия П. “Свободу Чили” Батищева). Проблеме охраны окружающей среды посвящены П. “Посади дерево” Батищева, диптих “Человек+природа” Холопова, началу освоения космоса — работы В.С.Омича, Холопова. П. “Слава первопроходцам БАМа”, “Космос на службу человеку”, “Сибирь ждёт отважных”, “Нет!”, ”Богатство Сибири —Родине”, “Проснись, Гулливер” Прокшина были отмечены на междунар. и всерос. выставках П.

С 90-х гг. широкое распространение получает рекламный П. (киноплакат, афиши т-ра, цирка, концертов, выставок). Определяющим в тв-ве художников Р.М.Арсланова, Батищева, Н.И.Бахтиярова, Прокшина, Холопова становится стремление к более конкретному, предметному показу объекта рекламы. Сатирический П. (бытовой, политич.) нашёл воплощение в тв-ве А.А.Штабеля. П. художников Башкортостана хранятся в коллекциях БГХМ и Книжной палаты.

Л.В.Бондаренко


ГРАФИКА

 

 

Яндекс.Метрика