Материалы

ПЕДАГОГИКА (греч. paidagoјgikeј), 1) наука о воспитании и обучении человека; 2) область науч. иссл., связанных с воспитанием, образованием и обучением;3) идеи, представления, взгляды (религ., обществ., нар. и др.) на стратегию, цели, содержание и тактику воспитания, обучения, образования; 4) дисциплина в составе ср. и высшего проф. и послевузовского педагогического образования.

В России становление П. как науки связано с деят‑стью К.Д.Ушинского, к‑рый к сер. 19 в. создал психолого-пед. концепцию и теорию воспитания и обучения на её основе. Включает дидактику, коррекционную педагогику, историю П., общую, возрастную, отраслевую П.

Формой пед. знания древних башкир были средства и способы социализации и воспитания, отражённые в фольклоре, обычаях, обрядах, традициях и др. Становление П. как отрасли науч. знания связано с проникновением ислама и распространением мектебов и медресе. Носителями прогрессивных пед. мыслей были Акмулла, М.М.Биксурин, Карас-сэсэн, З.Х.Расулев, М.И.Уметбаев, Р.Ф.Фахретдинов и др. Организация уч. заведений с обучением на рус. яз. способствовала проникновению пед. воззрений Н.И.Ильминского, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого, Н.В.Чехова и др. Их идеи оказали влияние на разработку науч. основ П. А.Г.Бессонова, С.Ш.Зиганшина, В.В.Катаринского, Г.П.Никова, А.П.Пинкевича и др. Пед. исследования получили системный характер с открытием в респ. Педагогического института им. К.А.Тимирязева и учительских институтов. Иссл. в области П. ведутся в БГПУ, БГУ, Бирской социально-пед. академии, СГПА, Академии ВЭГУ, БИРО, ИИЯЛ и др. Учёными РБ разрабатываются науч. основы дошкольного, общего, среднего, проф., высшего и послевузовского образования, исследуются проблемы совершенствования пед., психол., дидактических аспектов образоват. процесса, в т.ч. политехн. и труд. обучения учащейся молодёжи (А.Ф.Амиров, К.Ш.Ахияров, М.И.Гарипов, Р.З.Тагариев), пед. культурологии (В.Л.Бенин, Х.Х.Лукманова, З.Д.Киекбаева), этнопедагогики (Ахияров, Х.Х.Баймурзин, В.И.Баймурзина, С.А.Мухамедьянов), П. исламского образования (Т.М.Аминов, Р.М.Асадуллин, Р.Х.Калимуллин, В.С.Хазиев, Р.И.Якупов и др.), дидактики (Р.В.Альмухаметов, Т.Х.Аслаев, М.Г.Гималова, К.З.Закирьянов, Р.А.Кудашев, Л.Г.Саяхова, С.Т.Сатбалдина, В.П.Сухов, Н.С.Сытина, Р.Г.Хазанкин и др.), П. высшей школы (Асадуллин, Э.Т.Ардаширова, Г.И.Гайсина, А.С.Гаязов, Э.Ш.Хамитов, В.Э.Штейнберг и др.), истории образования в респ. (С.Р.Алибаев, Аминов, Л.Я.Аминова, А.А.Еникеев, Ф.Х.Мустафина, А.К.Рашитов, Л.Ш.Сулейманова, М.Н.Фархшатов) и др. Издаются ж. “Башкортостан укытыусыхы” и “Педагогический журнал Башкортостана”. П. преподают в ср. и высших пед. и мед. уч. заведениях, БГУ, БГАУ, УГАТУ, УГАЭС, УГАИ, Российском исламском университете ЦДУМи др.

Лит.: Асадуллин Р.М., Бенин В.Л. Антропологические основания педагогического образования. М.; Уфа, 2000; Аминов Т.М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века — до 1917 года. М., 2006.

Т.М.Аминов, Р.М.Асадуллин

ДИДАКТИКА

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

ЭТНОПЕДАГОГИКА

См. также

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Учёные-педагоги

Яндекс.Метрика