Материалы

РОДОВОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ (аймаҡ, ара, быуын, нәҫел), у башкир одно из звеньев родоплем. структуры, группа родственных семей, имеющих общее происхождение (бер ата балалары, бер зат). В Р.п. входило 5—30 семей; совокупность родственных Р.п. составляла род. Для Р.п. были характерны общность хоз. функций, совместное владение в пределах родовой вотчины охотничьими, бортевыми и рыболовными угодьями, пастбищами; компактное расселение на терр. кочёвок и зимних стоянок (ҡышлау), с переходом к оседлости — в пределах одного аула или улицы. Кол-во Р.п. в составе родов периодически менялось: с увеличением числ. нас. и семей в Р.п. происходило объединение и обособление групп близкородств. семей, в связи с чем возникали новые Р.п. и выделялись занятые ими земли в собств. часть родовой вотчины. Так-же в состав рода могли войти Р.п., отделившиеся от др. родов или образовавшиеся при участии соседних народов (казахи, калмыки, ногайцыи др.).

В зап. и сев.-зап. районах Башкортостана с развитием земледелия Р.п. постепенно распадались, хозяйство в осн. вели семьями, в юж. и вост. скотоводческих районах сохранялись до кон. 19 в. Осн. атрибутом Р.п. являлся вариант общей тамги рода, кровное родство по отцовской линии подтверждалось в шежере. Происхождение названия м.б. связано с именем основателя Р.п.: ишмурат (род акбай племени дуван), байназар (кыпсак племени кыпсак); этнонимами др. народов, участвовавших в формировании Р.п.: туркмен (баюлы-бурзян племени бурзян), киргиз (ай племени айле); назв. тотемных птиц и животных: айыу (айыу племени усерган), карга (юрматы племени юрматы) и др. Соц. и экон. вопросы регулировались советом старейшин (аҡһаҡалдар ҡоро) на основе норм обычного права. Для Р.п., как правило, была характерна экзогамия. В обществ. жизни большое значение имели традициивзаимопомощи (помочь): члены Р.п. участвовали в орг-ции и проведении свадеб, похорон, совм. устраивали праздники, проводили разл. обряды.

Р.М.Юсупов

РОДОПЛЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БАШКИР

Яндекс.Метрика