Материалы

ПТИЦ КУЛЬТ, религ. почитание, осн. на представлении об определ. родстве между человеком и птицами, наделении их сверхъестеств. свойствами. У башкир П.к. являлся элементом традиц. доисламских верований. Видоизменившись, частично сохранился и нашёл отражение в разл. аспектах традиц. культуры.

Наиб. почитаемыми считались лебедь (аҡҡош), журавль (торна), кукушка (кәкүк), ворона (ҡарға), беркут (бөркөт), орёл (ҡарағош), утка (өйрәк) и др.; нек-рые являлись онгонами: журавль — у племён бурзян, гайна, канлы, ворона — тамьян, беркут — сев. тангаур, орёл — у рода суби-мин, ястреб — илькей-мин племени мин и др. Запрещалось убивать тотемных птиц, разорять гнёзда и употреблять в пищу их мясо и яйца. В баш. фольклоре журавль выступает в роли покровителя, защитника рода (см. “Сынграу торна”), свитое им на крыше жилища гнездо символизировало благополучие. Согласно поверьям, крики и игры журавлей вблизи аула считались предвестиями трагич. событий.

Сохранилось неск. вариантов народного танца “Торна бейеүе” (“Танец журавля”), к-рый, предполож., имел ритуальный характер и исполнялся для предотвращения разл. бедствий. Бытовавшие у башкир представления о возможности превращения человека в птицу нашли отражение в легендах (см. “Бала карга”, “Сак-Сук”) и мифах, в к-рых лебедь изображалась превращ. в птицу юной девушкой, кукушка — женщиной, покинувшей своих детей, и др.

Считалось, что когти, пух, перья, камни из желудка нек-рых птиц и др. обладают магич. свойствами, их использовали как обереги, в народной медицине, напр., роговицу с когтей глухаря и желчь вороны применяли при лечении глазных болезней и др.

П.к. нашёл отражение в декоративно-прикладном искусстве башкир: стилизов. изображения птиц встречаются в орнаменте ковров, полотенец, элементов башкирского костюма; архитектуре и др. С П.к. связаны праздники каргатуй и кякук сяйе.

Почитание птиц восходит к представлениям нек-рых родоплем. групп башкир о своих первопредках, очём свидетельствуют, напр., этнонимы “торна” (назв. родового подразделения племён айле, бурзян, тангаур, усерган, юрматы), “беркут” (табын), “карагуш” (бурзян), “карга” (кыпсак, танып), “кузгун-катай” (назв. рода племени катай), “кузгун” (мурзалар). Согласно эпосу “Урал-батыр”, прародительницей башкир являлась священная птица Хумай, дочь Солнца и царя птиц Самрау. По преданию племени юрматы, они произошли от сына Юрми-хана, к-рый женился на лебеди, обернувшейся в прекрасную девушку.

О распространении П.к. на терр. Юж. Урала в древности свидетельствуют археол. находки предметов с изображением птиц, выполн. в зверином стиле, упоминается в записях Ибн Фадлана. П.к. бытовал у мн. индоевропейских, кавказских, урало-алтайских и др. народов.

Лит.: Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа, 2005.

А.Ф.Илимбетова


ТОТЕМИЗМ

ХАУБАН, персонаж эпоса

Текст на башкирском языке

 

Яндекс.Метрика