Материалы

САТИРА (от лат. satira, букв. — смесь, всякая всячина), способ отражения действительности, посредством к‑рого обличаются и высмеиваются отриц., внутренне превратные явления; вид комического: уничтожающее осмеяние изображаемого, раскрывающее его внутр. несостоятельность, несоответствие своей природе или предназначению. Субъективность С. осуществляется в её откровенной тенденциозности, публицистичности, к‑рые указывают на непереходимую границу между моралью художника и обличаемым предметом. Сила С. зависит от соц. значимости позиции сатирика, эффективности комич. средств (сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория и др.).

В башкирской литературе первые образцы С. дают фольклор (сказки, кулямасы, такмаки и др.) и изустная литература. В баснях и притчах писателей–просветителей 19 в. С.Б.Кукляшева, М.М.Биксурина и др. объектом осмеяния и осуждения являются невежество и глупость. В произв. Акмуллы, Х.С.Салихова, М.И.Уметбаева заостряются и развиваются соц. мотивы, сатирич. обличению подвергаются власть имущие. В нач. 20 в. С. приобретает острый соц.–полит. характер. Яркими представителями баш. С. этого периода являются Ш.Бабич, М.Гафури, С.Кудаш, Я.Г.Юмаев, С.С.Якшигулов, в тв‑ве к‑рых получают развитие памфлет, пародия, фельетон, эпиграмма и др. В сер. 1900‑х гг. зарождается сатирич. журналистика: в 10‑е гг. выходят ж.“Акмулла”, “Кармак”, “Карчыга”, “Чукеч” и др., в 20‑е гг. — ж.“Бабич” и “Шапи‑агай”, в 1925 возникает ж.“Хэнэк”. С. сов. периода была направлена против бюрократизма, угодничества, бесхозяйственности и др. отрицат. явлений эпохи, критике подвергались качества, к‑рые считались недопустимыми для сов. человека: индивидуализм, накопительство и др. Значит. вклад в развитие С. внесли Б.Ишемгул, Г.Гумер, С.Агиш, С.Кулибай, З.Ф.Хисматуллин, С.Г.Имангулов и др. В 1970 опубликован первый в баш. лит‑ре сатирич. роман (“Дан туртаһы” — в рус. пер. “Пузыри славы”, 1975; А.Ш.Гирфанов). Совр. С., представл. Тв‑вом К.М.Акбашева, М.Т.Гилязева, Н.З.Игизьяновой, М.Н.Каримова, Р.Ф.Мифтахова, М.Салима, Р.М.Тимершина и др., обличает бездуховность, моральную нечистоплотность, казнокрадство и др. негативные явления действительности. Произв. баш. С. переводятся на др. языки.

Лит.: Кунафин Г.С. И песней, и сатирой: развитие жанровой системы башкирской литературной песенной и сатирической поэзии XIX — начала XX века. Уфа, 1999.

М.Ш.Салимов

 


ФОЛЬКЛОР

 

Яндекс.Метрика