Материалы

ПАРОДИЯ  в литературе, юмористич. или сатирич. перелицовка произв. с целью осмеяния его или автора. П. должна быть узнаваема. Высмеивая недостатки худ. тв‑ва, П. принимает на себя задачи литературной критики. Развитие П. обычно наблюдается в переходные периоды, когда идёт борьба лит. направлений, группировок, изменяются эстетич. вкусы.

В башкирской литературе возникла в нач. 20 в., когда наряду с просветит. реализмом и романтизмом зарождался критич. реализм. В П. ≪Дәрдмәндтең “Карап” шиғырына ғилаүә≫ (1912; ≪Приложение к стихотворению “Корабль” Дэрдмэнда≫) Я.Г.Юмаева критикуется тв‑во поэта Дэрдмэнда, П. “Яңылыш яҙылған” (“Написано ошибочно”) того же автора – ответ на оду, опубл. в ж.“Дин ва магишат” (“Религия и жизнь”), в к‑рой неизв. автор восхвалял его тв‑во. С.Кудаш в стих. “Ахыры заман” (1917; “Конец света”) пародирует религ. книгу “Бадавам” (14–15 вв.; “Беспрерывно”), утверждая, что людей страшит не светопреставление, а война, к‑рая несёт разруху и нищету; в произв. выдержан сложный стиль религ. поэзии. П. Ш.Бабича направлены против упадочномистич. мотивов в поэзии поэтов‑романтиков, напр., С.Сунчелея – П. “Хәҙрәте Сүнчәләй рухына” (1912; “Хазрату Сунчелею посвящается”); П. ≪“Әсмә” китабындағы шиғырҙарҙы тәхмис≫ (1916; ≪Упятерение стихов, опубликованных в книге “Асма”≫) написана на стих. Дэрдмэнда “Үткән көндәр” (1903; “Прошедшие дни”). Неск. П. написал М.Гафури: “Сағыштырыу” (1912; “Уподобление”), где тонко иронизирует над романтич. мечтаниями поэтов; “Замана шиғырҙары” (1909; “Стихи своего времени”) на религ. произв. “Сабат ал‑гажизин” (“Твёрдость слабых”) Аллаяр‑суфия и др. Как явление развитой проф. лит‑ры получила распространение в 30‑е гг. (И.Насыри, Г.Салям, Б.Ишемгул и др.). Беспочвенное тв‑во, пустую критику и лицемерие в лит‑ре высмеивает С.Кулибай в П. “Туңтимер ижады” (1939; “Творчество Тунтимера”). Во 2‑й пол. 20 – нач. 21 вв. П. представлена в тв‑ве Т.Арслана, Ф.М.Гумерова, С.Г.Имангулова, М.Н.Каримова, М.Салима и др. В П. С.Рахматуллы критикуются авторы песенных текстов, в произв. к‑рых изобилуют вторичность, логич. и техн. беспомощность, прямой плагиат.

Лит.: Хөсәйенов Ғ.Б. Әҙәбиәт ғилеме һүҙлеге. Өфө, 2006; Кунафин Г.С. И песней, и сатирой: Развитие жанровой системы башкирской литературной песенной и сатирической поэзии XIX – начала XX века. Уфа, 1999.

Р.К.Амиров

Яндекс.Метрика