Материалы

УКРАИНЦЫ (самоназв. украинцы), народ, осн. население Украины. Числ. У. в 1989 в Укр. ССР — 37,5 млн., в РСФСР — 4,36 млн.; в 2002 в РФ — 2,94 млн. человек. В БАССР в 1989 числ. У. составила 74,9 тыс.; в РБ в 2002 — 55,2 тыс. человек. Наиб. компактно проживают в гг. Уфа (17,7 тыс. чел.), Стерлитамак (6,6 тыс.), Салават (3 тыс.), а также в Чишминском (1,7 тыс.), Альшеевском (1,7 тыс.), Стерлитамакском (1,3 тыс.), Иглинском (1 тыс. чел.) и др. р‑нах. Часть У. владеет украинским языком, часть — башкирским языком, татарским языком, белорусским языком; бол‑во признаёт родным русский язык. Осн. часть верующих исповедует православие.

На терр. Башкортостана укр. казаки (т.н. “черкасские казаки” или “черкассы”) впервые упоминаются в нач. 17 в. в числе служилых людей Уфим. острога. Пост. поселения У. появились в сер. 18 в. после Указа 1739 имп. Анны Иоанновны, разрешившей переселение в Оренбургскую губернию укр. казакам, к‑рые селились преим. вдоль Оренбургской линии, несли караульную службу, занимались стр-вом крепостей и др. Массовое переселение У. (в осн. выходцев из Полтавской, Черниговской, Подольской, Харьковской губ.; см. Переселенческое движение) началось после Крестьянской реформы 1861, усилилось в ходе Столыпинской аграрной реформы. Переселенцы пользовались землёй на правах аренды либо покупали при посредничестве Крестьянского поземельного банка, как правило, объединяясь в т‑ва (3 и более домохозяев), между членами к‑рого земля распределялась в зависимости от внесённого пая. У. компактно проживали в Белебеевском, Стерлитамакском и Уфимском уездах. По подворной переписи 1912—13 в Уфимской губернии зафиксировано 56,9 тыс. У.; их числ. в Башкортостане увеличилась также в годы Первой мировой войны и Великой Отечественной войны вследствие притока У.‑беженцев и эвакуированных из Украины.

Х‑во У. на новых местах сохраняло традиц. черты. Ведущей отраслью было земледелие, вспомогат. роль играли скот‑во, птицеводство, пчеловодство, огородничество, домашние ремёсла и промыслы. Распространённой системой земледелия являлся трёхпольный (иногда четырёхпольный) севооборот. Осн. земледельч. орудия труда — двухколёсный дер. плуг, соха-косуля, сабан и др. Из зерновых культур возделывали пшеницу, рожь, ячмень, просо, овёс, выращивали горох, картофель, свёклу, подсолнечник, лён и др. Мужчины занимались бондарным, гончарным делом, обработкой кож, женщины — ткачеством, вышивкой, вязанием. Было распространено сезонное отходничество.

Осн. видами поселений являлись деревни, посёлки, хутора. Усадьба имела угловую или линейную планировку. Первонач. были распространены временные жилища (наземные каркасные постройки со стенами из плетня или колотых пополам брёвен), затем стали возводить срубные дома (хаты), обмазанные глиной и побелённые, с небольшими окнами, 2‑ или 4‑скатной крышей, покрытой соломой, камышом. К дому примыкали сараи для домашнего скота, птиц. Отдельно от дома располагались амбары, гумна, погреба в виде защищённой шалашом ямы для хранения овощей, омшаники, мастерские и т.д. В нач. 20 в. рядом с водоёмом строили бани на неск. семей. Осн. элементами традиц. интерьера дома были печь с лежанкой у входа, нары из досок, лавки, иконы, украш. вышитыми полотенцами (рушники), в переднем углу у окна стояли стол, сундук и др.

Традиц. жен. костюм состоял из сорочки со стоячим низким воротником или без него, юбки, передника, пояса, безрукавки (кирсетка). Сорочку украшали вышивкой на манишке, воротнике, рукавах выше локтя. Праздничной одеждой девушек была плахта (прямоугольное полотнище), к‑рую надевали поверх сорочки, подвязывая поясом (оправка, крайка) кр. цвета с кистями на концах; головным убором — венок из цветов и лент. Жен. головным убором были платки, тканевая шапочка (очипок), шали. Традиц. жен. украшениями являлись ожерелья (намисто) из кораллов, метал. пластинок, кресты, кольца, серьги и др. Традиц. муж. костюм состоял из сорочки, безрукавки, пиджака, штанов с узким, редко с широким шагом (шаровари). Головным убором служили соломенные шляпы, меховые конусообразные шапки (кучма). Верх. тёплую одежду из сукна (свита — приталенная; чапан — расклешённая книзу), ватные куртки (ватянки), шубы (кожух), полушубки, тулупы из дублёной овчины носили и мужчины, и женщины. Осн. виды обуви — лыковые лапти, валенки, постолы (обувь из сыромятной кожи со швом сверху носка), ботинки (черевики).

Традиц. кухня У. основана на использовании зерновых и овощных культур. К наиб. распространённым повседневным блюдам относятся борщ, капустный суп с пшеном (капусняк), свиное сало, колбаса, голубцы, фаршированные свиные желудки (кендюх), студень, разл. каши, хлеб, пшеничная затирка, лепёшки, галушки, вареники, клёцки, блины; к праздничным — блюда из птицы, ватрушки, булочки, пироги с мясом, творогом. Из напитков употребляли квас, компот (узвар), кисель, квашу, наливку и др.

В семейно-брачных отношениях У. сохраняли нек‑рые традиц. черты: до 1930‑х гг. встречались патриархальные неразделённые семьи: главенство и авторитет отца или старшего брата, строгие правила наследования имущества (земля распределялась в равных долях между всеми прямыми наследниками независимо от степени родства и пола, либо они входили в наследство как коллективные собственники). Были характерны эндогамные браки, впоследствии начинают преобладать смешанные браки (св. 80%), преим. с русскими, белорусами, татарами, башкирами. С сер. 20 в. в укр. сёлах РБ чаще встречаются семьи, состоящие из 1—2 поколений.

Наиб. яркие традиц. обряды У. связаны с проведением свадьбы (весилля), включающей сватовство, сговор (заручини), знакомство с х‑вом (оглядини), девичник (вечорина), испытание жениха, выкуп невесты, венчание, пиршество, к‑рые до сер. 20 в. приурочивались к религ. праздникам. Торжественно отмечалось в кругу семьи рождение и крещение ребёнка. Многие традиц. праздники и обряды У. были связаны с земледельческим календарём. Праздновались Рождество, Крещение, Пасха, Троица и др. (см. Двунадесятые праздники). На Рождество было принято колядование, пришедших одаривали сладостями, пирогами. В святочную неделю устраивали нар. игры. Из муз. инструментов были распространены гармошки, балалайки, бубны. Разнообразен муз. фольклор украинцев: каждому празднику посвящён спец. цикл песен, широко представлены ист., соц. (казацкие, чумацкие, рекрутские), календарно-обрядовые (колядки, щедривки, веснянки), колыбельные, свадебные, лирические, танц. и шуточные песни, баллады, нар. проза. Традиц. танцы: весенне-летний и зимний хороводы, гопак, казачок и др.

В РБ действуют нац.‑культ. центр “Кобзарь”, историко-культурный центр “Золотоношка”, ок. 20 укр. фольклорных ансамблей, базовая библиотека по обслуживанию укр. населения в с.Загородный Стерлитамакского р‑на, проводятся фестивали укр. культуры.

Лит.: Украинцы. М., 2000.

В.Я.Бабенко, Д.А.Черниенко


УКРАИНА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ФОЛЬКЛОР УКРАИНЦЕВ

”КОБЗАРЬ”, национально-культурный центр украинцев

Народы Башкортостана

 

Яндекс.Метрика