Материалы

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, образоват. учреждения, предназначенные для развития мотивации личности к познанию, тв‑ву и реализации дополнит. образоват. программ и услуг. Осн. задачи У.д.о. детей: обеспечение условий для проф. самоопределения и творч. труда; адаптация к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация досуга; удовлетворение потребностей в занятиях физ. культурой и спортом. Типы У.д.о.: центры дополнит. образования детей; дворцы дет. (юношеского) тв‑ва; дома дет. тв‑ва, детства и юношества; станции юных натуралистов; дет. школы искусств; ДЮСШ, СДЮСШОР, дет.-юношеские спорт.-адаптивные школы. Наиб. распространённая форма обучения взрослых в У.д.о. — система повышения квалификации. В России до 1992 дополнит. образование определялось как внешкольное образование, внешкольная работа. В 1919 на 1‑м Всерос. съезде по внешкольному образованию (Москва) перед внешкольными учреждениями была поставлена задача осуществления просветит. и идейно-полит. пропаганды. В 20—30‑е гг. вопросы внешкольной работы разрабатывали спец. центры и Ин‑т методов внешкольной работы (Москва). Рук. внешкольной деят‑стью осуществляли спец. внешкольные отделы, с 1929 — совет при НК просвещения РСФСР. В Башкортостане с 1890‑х гг. внешкольная работа проводилась библиотеками, воскресными школами, избами-читальнями, нар. домами и др.; создавались попечительства о нар. трезвости, к‑рые имели собств. учреждения внешкольного образования. Действовало Уфимское общество физического воспитания учащихся учебных заведений, частные муз. школы В.И.Шиманской (Уфа) и М.И.Андржеевской (см. Музыкальная школа №1). С 1919 деят‑сть внешкольных учреждений находилась в ведении внешкольного отдела НК просвещения БАССР. К 1924 функционировало более 800 учреждений полит. просвещения, в т.ч. 455 школ-ликпунктов (см. Ликвидация неграмотности), 60 изб-читален, более 150 библиотек, 60 клубов, ок. 60 нар. домов, 4 музея, 4 парт. школы, 2 театра, 2 кинотеатра. Действовали также школы полит. грамоты, культурно-просветит. кружки и т.д. В 1930‑е гг. создаются профильные внешкольные учреждения: дет. экскурсионные базы, техн. ис.-х. станции, лагеря и др. В 1938 в дет. техн. станциях авиамоделистов насчитывалось 1484 чел., фотографов — 816, натуралистов — 559, радистов — 277, электротехников — 49 человек. В 1948 действовало 20 дет. внешкольных учреждений, в 1955 — 26, в 1956 — 34, в т.ч. 29 домов пионеров, 2 дет. техн. станции, по 1 дет. станции юных техников, туристов и юннатов.

Деят-сть У.д.о. детей в РБ регулируется федер. законод‑вом, Законами РБ “Об образовании” (1992), “О детско-юношеском спорте в Республике Башкортостан” (2004) и др. Реализуются Концепция развития духовно-нравств. культуры и гражд. активности детей, подростков и молодёжи “Молодёжь — стратегический ресурс Республики Башкортостан” на 2006—15, Президентская программа “Дети Республики Башкортостан” на 2006—10, респ. программа “Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан” на 2007—11 и др. Координац. и метод. Функции выполняют респ. центры Мин‑ва образования РБ: уч.-науч. метод. центр; дет. оздоровительно-образоват. центр туризма, краеведения и экскурсий; центр дет. (юношеского) техн. тв‑ва, дет. эколого-биол. центр, управление по физ. воспитанию уч‑ся и подготовке олимпийского резерва. В 2008 в системе дополнит. образования детей функционировало 199 У.д.о. (241,9 тыс. чел.), 51 муз. (13,4 тыс. чел.), 19 худ. школ (5,4 тыс. чел.), 70 школ искусств (21,4 тыс.чел.), 110 самостоят. дет. библиотек (333,9 тыс. чел.), 128 ДЮСШ (75,7 тыс. чел.). Система У.д.о. взрослых представлена Межотраслевым ин-том повышения квалификации, Институтом повышения квалификации профсоюзных кадров, БИРО, Институтом переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, об‑вом “Знание” и др.

Лит.: Алмаев Р.З. Школьное образование в Башкирской АССР: история, достижения, традиции. Уфа, 2008.

А.И.Кагарманова

Яндекс.Метрика